Jump to content
Сектоведческий форум

JMJ

Пользователи
  • Content Count

    10
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

0 Обычный

About JMJ

  • Rank
    Пользователь

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    San Francisco
  1. То Вы меня «матушкой» в Youtube называете, то «батюшкой», и все-то мимо )) Хорошо хоть с полом в этот раз угадали )) Вы понимаете, ни на одно утверждение не ответил не я, а Вы. Вы придумали список каких-то чудных требований, и хотите, чтобы реагировали именно на них. А речь шла о том, что аранжировано Вами в правдоподобном виде. Я не утверждаю, что все сказанное Вами не есть правда – я просто не знаю настолько близко о. Иоакима. Но музыкальная аранжировка, даже если она фальшива, все равно состоит из каких-то нот. Вот так и с Вашим рассказом.
  2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ МОНАШЕСКИЕ ОБЩИНЫ Монастырь о. Иоакима никогда не являлся местом совместного проживания мужчин и женщин. Более того, мужская и небольшая женская община никогда не жили «бок о бок» - как, например, через дорогу живут монахи и монахини монастыря о. Софрония (Сахарова). Община женщин, выразивших желание попробовать себя в монашеской жизни, сформировалась вокруг о. Иоакима в середине 2000-х – т.е. приблизительно через 15 лет после создания Мерси Хауз. Для проживания женской общины был выделен бывший приходской дом в г. Балтимор, т.е. приблизительно в 380 км. С определенной периодичностью о. Иоаким навещал их в этом доме, реже – сестры приезжали в Нью-Йорк, где были 1-2 ночи. На период их пребывания в Нью-Йорке им разрешалось переночевать в холле на диване. К сожалению, женская община не сложилась. На фотографиях того периода ее членов можно увидеть в черном одеянии, однако, это не значит, что они монахини – таковая одежда благословлялась им скорее ради благочестия и дисциплины. К моменту возникновения скита в Тредвелле женская община практически перестала существовать, а 1-2 оставшихся ее члена стали помогать в скиту – что происходит в любом православном монастыре.
  3. ПЕРЕХОД ИЗ РПЦЗ В МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ Фильм мистифицирует зрителя на тему причин перехода о. Иоакима из РПЦЗ в Московский Патриархат, хотя причин для мистификации никаких нет. Даже Википедия дает ссылку на письмо, опубликованное тогда о. Иоакимом. Из него же всякому внимательному читателю ясно, когда именно состоялся переход и кто именно его принимал в каноническую Церковь. Между прочим. История Церкви в XX веке трагична. Не менее трагичная и история церковного рассеяния. Легко судить человека за переход из одной юрисдикции в другую, когда кроме одной юрисдикции в общем-то никогда и не видал. Наверное, сложность этого выбора в России легче всего понять, представив себя в ситуации, в которой живет уже 25 лет церковная Украина. И если там речь идет о 3-4 православных юрисдикциях, из которых приходящий в Православие человек должен уметь сделать выбор, то до недавнего времени в США насчитывалось более 30 независимых православных юрисдикций. Как бы там ни было, первое прошение о принятии в Московский Патриархат о. Иоаким направил еще до того, как он оказался в РПЦЗ - в марте 1990 г. По неизвестным причинам прошение осталось без ответа.
  4. СХИМНИЧЕСТВО Отдельно приходится упомянуть эмоционально привлекательный аргумент, который использовал в обсуждении один уважаемый клирик. Аргумент сводится к тому, что схимник должен сидеть в своей келье, а если он разъезжает по свету, то, очевидно, учит он чему-то не тому. К сожалению для кого-то, данный аргумент основан на недоразумении, для разрешения которого стоит обратиться к биографии о. Иоакима даже в ее телевизионной версии. Как говорит и фильм тоже, о. Иоаким был принят в Православие в Православной Церкви в Америке, а вот сан принимал хоть и в раскольничьей Церкви, но все-таки консервативно придерживающейся греческой традиции. Традиция же эта (во всяком случае, до недавнего времени) состояла в том, что постриженник постригается сразу в великую схиму. Практически каждый монах греческой традиции – это схимник. Схиме не придается то же значение, которое придается у нас, и потому от схимника не ожидается, что он будет заниматься исключительно келейной молитвой. Для сомневающихся – вот неполный список визитов в Россию игумена Ватопедского монастыря Ефрема: 11 ноября 2011 г., 20 мая 2009 г., октябрь 2006 г., июль 2002 г. и т.д.
  5. ПОСЛУШАНИЕ «Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек - Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем» Деяния 22.26-28 Автор фильма – гражданин США, который, в отличие от о. Иоакима, не родился в этом гражданстве, а приобрел его путем эмиграции. В фильме он утверждает, что американцу нечему научить русского православного человека. Вероятно, в момент эмиграции он считал иначе. Как бы там ни было, то ли в силу того, что он – белый священник, и понятие послушания в миру преломляется иначе, чем в монастыре, то ли американца все-таки его чему-то научили, но в своих обвинениях о. Иоакима в духовной тирании автор повторяет все то, что до него говорили (и значительно более агрессивно; но ведь он наверстает это, верно?) в адрес другого служащего в Америке священнослужителя, чьи книги в последнее время получили в России широкое распространение. Речь идет о старце Ефреме Филофейском. Думаю, нет нужды знакомить читающих с этим духоносным аввой, благодаря которому в Америке говорят: «Если вы не были на Афоне, посетите монастырь в Аризоне – и вам больше не нужно будет ехать на Афон». Казалось бы, кто знает о послушании и о должном устроении монастыря больше, чем этот человек? Но – нет: на протяжении десятилетия вокруг старца внешними ломаются копья, и точно так же он обвиняется в создании культа, секта и даже доведения до самоубийства. Желающие могут без труда найти на интернете текстовый материал на эту тему или посмотреть видео: http://www.youtube.com/watch?v=Bhd_xOwWG50 http://www.youtube.com/watch?v=SZrpAGMOfb8 http://www.youtube.com/watch?v=81icX0NJmWU Фильм, с одной стороны, утверждает, что о. Иоаким – деспот, лишающий доверчивых Богом данной свободы, а с другой – говорит, что те насельники его обители, которые приняли решение покинуть его, сделали это без всяких препятствий и спокойно служат сейчас в других юрисдикциях. Фильм утверждает, что о. Иоаким – тиран, одновременно говоря, что на его призыв присоединиться к его общинам откликнулись сотни людей, некоторые из которых посещали его монастырь в США и жили в нем. Сам собой встает вопрос – где же все эти люди? Почему до выхода фильма мы не слышали ни одного обвинения, аналогичного излагаемым в фильме? Допустим, ему удалось ловко обмануть энное количество человек. Но не может же такого быть, чтобы все те, кто, как утверждает фильм, «записывались» и приезжали, не обратили внимание, что имеют дело с сатрапом? Этот вопрос – где же все эти люди? – хочется также задать и с другой интонацией. Где же вы? Как же вы отвернулись от того, чьими книгами совсем недавно зачитывались? Как же вы бросили на растерзание того, на чьи беседы еще недавно шли толпами? Как же вы забыли, как изломанный от возраста и рака старый человек никого из вас не оставлял без внимания, и после каждой беседы слушал каждого, кто хотел с ним поговорить? Пусть даже он солгал – допустим и это, на радость авторам фильма. Но ведь дал же он вам добро – неужели оно настолько дешево стоит в ваших глазах, что тот, кто поделился им с вами, не заслужит даже милосердия?
  6. СТРАННАЯ СЕКТА HOLY ORDER OF MENS Зачем автору фильма понадобилось выдумывать связь о. Иоакима с HOOM, известно только ему и тому, кто ему эту мысль внушил. Вероятно, это единственная «грозная» околохристианская секта, о которой знал автор - некогда обладавшая определенным влиянием, а сейчас в основном существующая в интернете. Калифорния 60-х гг. вообще была плодородной почвой, на которой расцвело и в которой упокоилось количество других сект, коммунистических коммун и общин хиппи. Почему фильм сконцентрировался именно на этой секте, а, например, не на общине Чарльза Менсона, также действовавшей в этой время в Калифорнии, некоторые члены которой не изменили своих убеждений и до сего дня, останется тайной. Хотя было бы, наверное, интересно увидеть о. Иоакима в образе кровожадного убийцы, который расчленяет своих доверчивых адептов. Казалось бы, надо радоваться тому, что к концу 1980-х секта по большей части не просто практически перестала существовать, но выросла до осознания необходимости присоединения к Православной Церкви, а ее лидер, возглавлявший ее еще до этого присоединения, получил докторскую степень под руководством одного из известнейших богословов XX века митрополита Каллиста (Уэр). Но – нет, и здесь заговор. Пришла беда откуда не ждали. HOOM возникла практически одновременно с Братством прп. Германа Аляскинского, и члены последнего контактировали с первым. Свт. Иоанна Шанхайского, под духовным руководством которого находилось Братство, это не смущало – и мы не найдем проповедей или воззваний, предостерегающих от ужасной секты HOM, ни у оо. Серафима и Германа, ни у великого святителя, ни у архиереев, сменивших его на кафедре – еп. Нектария (Концевича) и архиепископа Антония (Медведева). Не беспокоит эта секта и действующего архиерея Западноамериканской епархии РПЦЗ архиепископа Кирилла (Дмитриева). Согласно записям Католической епархии в Окланде, до 1972 г. о. Иоаким учится в колледже св. Патрика, а после – преподает в школе Салезианцев. Штаб-квартира HOOM находилась оттуда приблизительно в 110 километрах. Братство прп. Германа Аляскинского – в 8 минутах езды. Где и на каком этапе вдруг выявилась принадлежность о. Иоакима к HOOM – не ясно. В 1980 г. он переезжает в Нью-Йорк. Причем, когда он переходит в Православие, то идет не к тому же путями, которыми спустя пять лет пойдет секта HOOMS, которая изначально сделала это через греческого старостильного митрополита Панкратия, а через каноническую Православную Церковь в Америке. Кстати, несколько позднее, когда взгляды о. Иоакима на Православие станут более консервативны, чем в ПЦА, даже тогда он примет хиротонию ни от этого архиерея, а от митрополита Паисия, представлявшего еще одну самостоятельную греческую старостильную юрисдикцию.
  7. ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «АПОСТОЛЬСКИЕ ОБЩИНЫ» Странное негодование вызвало упоминание о. Иоакимом «апостольских общин» - фраза, которую он произносит мимолетом, но которой фильм придает нарицательное звучание. Складывается ощущение, что для недовольных вызывает подозрение сама возможность людей, не облеченных каким-то саном, собраться под одной крышей и при этом ограничить свое пребывание там какими-то обязательствами. Но, в таком случае, риску вступления в конфликт и с традицией, и с действующей практикой РПЦ подвергают себя уже сами критики. Например, в «Положении о монастырях и монашествующих» мы читаем: «Главным основанием для открытия монастыря является наличие действующей в течение не менее одного года по благословению епархиального архиерея мужской или женской общины православных христиан, желающих следовать монашескому образу жизни под началом признанного ими духовного руководителя. После ходатайства епархиального архиерея в адрес Святейшего Патриарха и Священного Синода об открытии монастыря в общину направляется комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству для знакомства с ее духовной жизнью и внешним обеспечением». Есть ли здесь сектантство? А его видят и здесь – так, например, известны случаи, когда под будущий монастырь выделялся участок в деревне, где поселялись будущие насельницы. Не будучи уверенными в конечном исходе их намерения, они не афишировали цели своего пребывания в этом месте, воздерживались от излишних контактов с окружающими дачниками и жителями деревни, чем довольно скоро приобрели себе славу сектанток. В данном случае налицо факт общинной жизни без принесения каких-либо обетов – однако, очевидно, что не без обязательств перед общиной. Есть другой вариант, который можно продемонстрировать на примере обществ трезвости, действовавших в России с конца 19 века. Здесь – наоборот, члены обществ и братства, как правило, не собирались в общины, однако приносили обеты в соответствии к разными уровнями членства. Длительность действия обета иногда определялась самими вступающими в общество, а иногда – возглавляющим общество священником, и составляла месяц, полгода и год. Права, которыми пользовался член общества, определялись, с одной стороны, данным им обетом, а с другом – суммой членского взноса. Более экотическим примером «околомонастырского» и «подобномонастырского» жития является опричнина. Конечно, ничего хорошего из нее не вышло, но вряд ли это произошло в первую очередь из-за ее внутреннего уклада, ориентированного на монашеский устав. Возвращаясь к монашеской традиции, следует напомнить, что, выйдя из католической среды (вне зависимости от статуса), о. Иоаким находился в какой-то мере под влиянием традиций, получивших наибольшее распространение на Западе, но не обязательно абсолютно неизвестных на Востоке. Думается, истоки идеи подобных общин нужно искать не в какой-то непонятной секте HOM, а где-то на пересечении «третьего чина» католических монашеских орденов, члены которых тем не менее остаются мирянами, формами работы Opus Dei и методами социально-ориентированных организаций, таких как Анонимные Алкоголики и им подобных. Последнее, в частности, не бесполезно вспомнить в той связи, что длительное время о. Иоаким посвятил именно работе с зависимыми людьми. Фраза «принести/дать обет», которой часто обозначается в переводе мысль о. Иоакима, в английском имеет менее юридический, и более личный характер и звучит “make a commitment”. Проще всего ее перевести так, как сказано выше, однако значение этой фразы иное. Например, commitment можно назвать ситуацию, когда неженатый мужчина решает выстраивать серьезные взаимоотношения с женщиной. Commitment можно также назвать действие человека, начинающего какой-то творческий, исследовательский или иной проект, требующий он него концентрации и усидчивости. И так далее. Человеку, вступавшему, например, в Emmaus House – общество по реабилитации зависимых и бездомных, в котором до принятия Православия начинал работать о. Иоаким, - предоставлялась возможность выбрать срок, на который он сделает commitment этому учреждению, будет воздерживаться от алкоголя и наркотиков, вести общественно приемлемый образ жизни, а взамен получать пищу и кров. Уже около десятилетия Emmaus House находится в ведении Православной Церкви в Америке. Присоединившиеся к общине следуют единому молитвенному правилу и делают commitment, обязывающий их заботиться друг о друге. Тем не менее, члены общины не обязаны молиться и участвовать в таинствах исключительно в расположенной при EH церкви – с благословения настоятеля они свободны посещать любой канонический православный храм.
  8. МОНАСТЫРЬ МЕРСИ ХАУЗ. ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ Странно, что после выхода фильма столь многие вдруг пожелали видеть документы, удостоверяющие форму владения собственностью монастыря, и высказывать мнения о том, какая именно форма собственности приличествует церковному учреждению. Во-первых, для тех, у кого вызвал недоумение факт, что монастырь о. Иоакима «не принадлежит» Церкви, следует сказать, что в России большинство объектов религиозного назначения Церкви не принадлежит, а находится в долгосрочном пользовании. Очевидно, что такое положение вещей обусловлено не выбором Церкви, а нормами государственно-правовых взаимоотношений. Поэтому Устав Русской Православной Церкви в гл. XX.6 оговаривает, что церковные структуры, расположенные за пределами Российской Федерации, используют для своих нужд земельные участки, здания (в т.ч. культовые) и т.п. в соответствии с законодательством страны нахождения. Законодательство же Соединенных Штатов таково, что религиозные организации, пользуясь правами частных юридических лиц, обладают недвижимостью, в том числе земельными участками, в основном на праве собственности. Исключение – памятники архитектуры особенной культурной ценности. По этой причине большинство храмов (а если говорить о храмах РПЦ в США, то все храмы) в Америке с точки зрения законодательства этой страны представляют собой некоммерческие организации – инкорпорации, управляемые советом попечителей, в который входят, как правило, самые разные люди, которым по тем или иным причинам случилось быть вовлеченными в процесс создания инкорпорации. Возможно, с точки зрения формальной логики, подобный факт не является желательным явлением, однако реальные исторические обстоятельства не всегда поддаются законам формальной логики. Примеры тому отнюдь не редки и обусловлены не размытыми религиозными представлениями основателей религиозной организации, а вопросами целесообразности. И лучшее подтверждение тому – инкорпорация кафедрального собора Святейшим Патриархом Тихоном, в бытность его архиепископом Североамериканским и Алеутским, в которой принимал участие граф Артур Кассини, католик по рождению. Несомненно, автор фильма об этом осведомлен – ведь храм, настоятелем которого он является, расположенный в его собственном доме, так же оформлен как некоммерческая организация, что позволяет ему не платить налоги на собственность.
  9. В скане распечатки эл.письма упоминаются люди, которые были на Афоне одновременно с о. Иоакимом. Вот ссылка скан эл.письма одного из них: https://flic.kr/p/F2xhEZ
  10. Приглашаю ищущих скорой расправы к прочтению письма афонского монаха, находившегося на Афоне одновременно с о. Иоакимом. Я плохо разбираюсь в форумах, поэтому размещаю скан письма по этой ссылке: https://www.flickr.com/gp/[email protected]/277Tf5
×
×
  • Create New...