Jump to content
Сектоведческий форум

Recommended Posts

"священник" Яков Кротов

 

Крещён в 1974 году протоиереем Александром Менем,

В 1996—2002 годы был одним из организатором и прихожан «межконфессиональной общины», объединившей православных и католиков, в которой совершал службы по православному обряду католический священник Стефано Каприо.

С 1997 года ведёт программу «С христианской точки зрения» на радио «Свобода».

После того, как Стефано Каприо в 2002 году было отказано во въезде в Россию, перешёл в неканоническую Апостольскую православную церковь.

3 ноября 2002 года в «храме святого Александра Меня», располагавшемся в подвале офиса Движения за права человека в Большом Головином переулке епископом Виталием (Кужеватовым) был рукоположён в сан диакона, а 10 ноября — в сан священника.[6]. Создал общину во имя Сошествия Святого Духа на апостолов и является её настоятелем.

14 марта 2007 года указом архиепископа Игоря (Исиченко) был принят в число клириков Харьковско-Полтавской епархии Украинской автокефальной православной церкви. Вслед за ним в юрисдикцию УАПЦ перешла и община. Богослужения совершаются в арендуемых помещениях и на квартире самого Якова Кротова[7].

 

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Л. Дворкин в своём открытом письме главному редактору «Известий» заявил, что Яков Кротов, с точки зрения РПЦ, не является священником, а лишь публицистом, в связи с чем подавать опубликованное им в связи с судом над Грабовым мнение, защищающее деятельность последнего, как мнение священника недопустимо[10][11][12].
Протодиакон Андрей Кураев охарактеризовал Кротова как «перешедшего в унию, а затем и просто в секту», активно критикуя его публицистику по религиозным вопросам[13]. Резкой критике со стороны Кураева подверглась и публицистика Кротова по общественно-политическим вопросам: так, Кураева возмутила фраза Кротова «зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народа».[14]

 

 

Link to comment
Share on other sites

ПИСЬМО В ЦЕНТР СВ. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО

 

Уважаемый Александр Леонидович!

 

Извините за беспокойство.

Хочу сообщить Вам информацию о тоталитарной секте, из которой мне удалось уйти. Пробыл я в этой секте около десяти лет.

Руководит сектой некто Иаков (Кротов).О руководителе мне удалось узнать немного.

Родился в 1957 г. в Москве. Родители: мать по национальности еврейка, отец по крещению . В 1980 г. окончил Историко-архивный институт. Вскоре уверовал, крестился и стал прихожанином, а затем и духовным чадом о. А. Меня.

После смерти духовного отца будущий стал прихожанином храма Косьмы и Дамиана в Шубино и пробыл там до 2003 г.

Последние несколько лет Кротов оббил все пороги Московской патриархии с целью добиться рукоположения, но в этом ему было отказано. Тогда стал вершить виндетту в виде РПЦ и сященноначалия, что и совершает до настоящего времени.

С 1990-1991 г. (Кротов уже тогда называл себя духовником овец Христовых) организовал , а точнее секту под видом такой группы, в которой сам себя назначил пастырем и духовным отцом своих подопечных сектантов. В секту вошли в большинстве своем прихожане храма Косьмы и Дамиана. Кроме того, жена Ирина Николаевна Васильева (по мужу Кротова), два его (тогда еще несовершеннолетних) сына: Марк и Матвей. Всего в секте было около 20-25 человек постоянных членов. В большинстве своем одинокие незамужние женщины среднего возраста, двое-трое молодых мужчин и две-три пожилые женщины.

Правой рукой стал некто Виктор - молодой мужчина 23-24 лет, бывший офицер советского КГБ. Виктор представлялся как инженер-электронщик, но на самом деле был кадровым чекистом, служившим в КГБ с 16-и лет! Виктор являлся и до сих пор является своеобразным заместителем Кротова по службе (заместителем фюрера по партии). На нем лежат организационные обязанности. В отсутствие Виктор пасет его , а также исполняет обязанности казначея секты (). Знал ли Кротов о чекистском прошлом Виктора (фамилия мне неизвестна)? Мне кажется, нет, т. к. последний был очень обаятельным и приятным в общении человеком. Я говорю был потому, что в настоящий момент поссорился со своим замом по службе (тот украл у крупную сумму денег).

Катехизация-богослужение проходило до 2003-2004 г. на квартире одного из членов секты или у самого . Собирал старец> (многие сектанты своего вожака именуют старцем) овец строго по понедельникам каждую неделю с 18.00 часов до 21-22.00. В начале общая молитва, затем проповедь, в которой в основном хулил Московскую патриархию (не мог простить отказ в рукоположении), затем опять молитва, во время которой со многими случались истерики, и сбор пожертвований. В то время хотел только утешить свою гордыню, но вскоре ему этого показалось мало - ведь аппетит приходит во время еды:

С 1998 г. стал опять активно искать рукоположения. На сей раз именовав себя православным католиком (?), обратился с данной просьбой аж в Ватикан, но получил от ворот крутой поворот. Разводить непокорных сектантов не желают даже там.

Униатское рукоположение сорвалось, и начал сепаратные переговоры с раскольничьей группировкой анафематствованного расстриги Глеба Якунина о своем возведении в сан . Якунин оказался человеком понятливым, и вскоре господин Кротов получил желаемое. Его какой-то раскольничий епископ-самосвят. Настоящий факт ничуть не смутил, и повел активное служение с Якуниным.

Но благоденствие длилось недолго. Гордыня и самость Кротова не потерпели даже такие люди, как расстрига Якунин, и , подхватив рясу, пришлось удалиться из , перейдя в .

Оказавшись независимым, не растерялся и не огорчился. Снял какой-то подвал жилого дома на окраине Москвы, и вскоре весь район огласился благодатными проповедями . Но этого показалось мало, и очередной книгой по типу книг, написанных руководителем Богородичного центра Иоанном Береславским (Янкельманом). Разрешение случались с Кротовым и раньше, но такого до сих пор не было.

В настоящий момент Иаков продолжает в каком-то подвали и собирать своих пасомых овец у себя на квартире. От своих сектантов он требует безоговорочного подчинения буквально во всем. превращаются в длительные допросы с пристрастием. Своей властью гражданин Кротов во всех случаях решает единолично судьбы пасомых. Раньше в миниатюре проводились в компании со своим заместителем Виктором, но после его изгнания решает все строго сам властью, данной ему от , а точнее, самостоятельно присвоенной.

Открытых криминальных действий Кротов пока не совершает, но его целью является полное психологическое подчинение людей своей воле, проявлению собственной гордыни и самости. Все несогласные подлежат немедленному отлучению от единственно благодатного источника божественной истины - . Ведь, по словам и мнению , Божия благодать существует только у него!

Мне, уважаемый Александр Леонидович, до сих пор полностью не удалось избавиться от пагубных последствий пребывания в секте. Врачи говорят о невозможности моего полного выздоровления. Да и мне нелегко. Думал, что встретил святого человека, а получилось сами знаете что:

До сих пор подробной информации о вышеупомянутой секте нигде не было, к моему великому сожалению. В противном случае, возможно, я смог бы избежать ошибок. Завывание Кротова и истерические припадки его сектантов до сих пор стоят у меня перед глазами!

Забыл сообщить! Адепты секты Кротова вербуют неофитов в большинстве своем в храме Косьмы и Дамиана в Шубино, где настоятелем служит прот. о. А. Борисов (я сам там же был завербован) и в храме Успения Б.М. в Печатниках - настоятель прот. о. В. Лапшин. О данных фактах надо всем знать!

Я не подписываюсь потому, что не хочу лишний раз тревожить свою великогрешную душу. Простите меня за это, Александр Леонидович, ради Христа. Все изложенное в этом письме чистая правда. В последующих изданиях своего справочника о сектах обязательно поместите информацию о секте Якова Кротова. Возможно, этот факт убережет кого-то от роковой ошибки. Я в свое время не уберегся!

Оставайтесь с Господом!

Ваш брат во Христе Андрей

http://iriney.ru/postsovetskie/sekta-yakova-krotova/sekta-yakova-krotova-pismo-v-czentr-sv.-irineya-lionskogo.html

Link to comment
Share on other sites

Открытое письмо главному редактору "Новой Газеты" Дмитрию Муратову

 

“У нас – говорят восточные патриархи в послании к папе Пию IX (1849 г.) – ни патриархи, ни соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело церкви, т. е. народ церковный, который всегда желает содержать веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих”.

Барсов Н.И., проф. Православие / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 –1907) (цит. по: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003, СD-версия).

Не дав своим читателям никакой информации о проходившем 5-7 марта с.г. Всемирном русском народном соборе, “Новая газета” (№ 17 от 12-14 марта 2007 г., С. 19.) представила замечательную в своем роде оценку его деятельности – статью Якова Кротова “Блаженство заботы о нищих”.

Яков Кротов представлен в публикации как священник (какой конфессии – не указано), а фраза “специально для Новой” звучит как рекомендация читателю. Для неосведомленных в религиозной жизни такое представление автора авансирует доверие к его высказываниям. Возможно, такая подача материала есть проявление свободы СМИ, но никак не ответственности перед своими читателями. И вот почему.

В опубликованных в Интернете материалах, находим следующее.

Яков Кротов – публицист, глава общины сошествия Св. Духа. (Вот автобиографическая заметка с сайта Я. Кротова: "3 ноября 2002 г. епископ Апостольской Православной Церкви Виталий (Кужеватов) рукоположил меня в диакона, а 10 ноября 2002 г. - во священника. В январе 2007 г. я вышел из клира Апостольской Православной Церкви, поскольку в ней было разрешено епископам жениться. С 14 марта 2007 г. указом архиеп. Игоря Исиченко я был принят в число священников Харьковско-Полтавской епархии Украинской Автокефальной Православной Церкви".) С 1997 г. Яков Кротов - сотрудник радиостанции “Свобода”. Сектантский характер общины Кротова признают диакон Андрей Кураев (канд. богословия, канд. филос. наук, проф. МДАиС, ст. науч. сотр. кафедры религиоведения МГУ), информационно-консультативный центр св. Иринея Лионского (профиль деятельности – психологическая реабилитация жертв сект).

Для нас очевидно, что совмещение руководства религиозной общиной с публицистикой для Я. Кротова есть возможность под маской либеральных воззрений войти в религиозную жизнь России, привлечь новых адептов из той среды, в которой политические баталии актуальны, а Православие считается устаревшим и обюрократившимся.

В этой связи не ясно, почему при справедливо осторожном отношении Новой газеты к маргиналам политическим это отношение не распространяется на маргиналов религиозных. С тем же успехом в качестве “эксперта” для оценки деятельности Всемирного русского народного собора можно было бы пригласить какого-нибудь огнепоклонника или шамана.

Можно не знать об особенностях мировоззрения, биографии и деятельности Якова Кротова, достаточно вчитаться в его статью и проанализировать форму и содержание (между прочим, – дело главного редактора): логику автора, способы аргументации, трактовку азбучных понятий христианства.

При таком подходе обнаруживается много интересного.

Обвиняя собор в большевизме, автор сам пользуется большевистским принципом “не согласен со всеми”. Он смотрит на лица “номенклатуры” (так именует Кротов участников собора), и лица эти ему неприятны. Если он с тем же чувством молится о “властех и воинстве”, то его адептам не позавидуешь.

Многие высказывания показывают то ли элементарную безграмотность автора, то ли его склонность к словоблудию. Что за “устремленность атеизма к небесам”? Где в молитве Господней (“Отче наш”) он нашел прошение об избавлении от лукавства (есть “избави нас от лукавого”)? Что это за мешанина: “Христианство есть вера в то, что между жизнью, реальностью, свободой и человеком один посредник – Господь Иисус Христос”? Такие вопросы могут быть адресованы практически к любому абзацу статьи.

“Нормально быть нищим. Нормально быть богатым. Нормально быть “нищим духом”, – пишет Кротов. Но последнее, по его словам, всего лишь “поэтическая норма” (т. е. красиво – но не обязательно?). У автора язык не поворачивается сказать, что нищета духовная – это, в общем понимании, – смирение, т. к. сам он этим качеством не обладает. В статье огромное “Я” Я. Кротова соседствует с “ничтожным” миром. Вся статья пронизана неким печальным ощущением непричастности автора к происходящему: этот собор – не мой, эта власть – не моя, эта церковная иерархия – не моя. Возникает вопрос: зачем обсуждать событие, которое к себе и своим убеждениям никак не относишь? Тем более, что содержательная сторона деятельности собора Кротова, в сущности, не интересует.

Логика оценок в статье – поистине парадоксальная. Собор критикует власть – плохо. Собор поддерживает власть – еще хуже. Как не вспомнить старое изречение о том, что дух творит себе формы. (А какой дух творит бес-формие?)

В конце статьи автор приводит свои самые “сокровенные” мысли: настоящий, неноменклатурный, нерасистский СОБОР (или кто-то еще, из этой части текста Кротова, написанного безличными предложениями, понять невозможно) должен требовать свободы, демилитаризации, правового государства. То есть бороться за ценности “мира сего”, причем весьма абстрактные. Здесь уместно вспомнить слова А.С. Хомякова: “Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями… Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ … свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая при этом засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей” (цит. по: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, 5-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. С. 219). В данном случае такое право теряет Я. Кротов.

Места Христу и Его Церкви в современном обществе Кротов не находит. Вообще понятия “общество” и “Церковь” (как Тело Христово и необходимое средство спасения – по традиционным христианским представлениям) в статье отсутствуют, есть только “общественные организации” и “церковная номенклатура”. Церковь в статье Кротова предстает в лучшем случае как собрание верующих.

Статья Я. Кротова, на наш взгляд, – стандартная реакция СМИ, на этот раз из уст публициста-сектанта: все, что исходит от Русской Православной Церкви, требует либо замалчивания (как ежегодно замалчиваются Рождественские образовательные чтения, собирающие сотни ученых и педагогов, только программа чтений – это 180-страничная книга), либо порицания. Неизменно демонстрируемое в последнем случае сочетание позиций непричастности к Русскому Православию и критицизма представляется нам неэтичным, поскольку на речь, воспринимаемую как обращенную не к тебе, отзываются только с одной целью: “засветиться” и позубоскалить.

Если таким деятелям дать равные с традиционными конфессиями права (единственное более или менее содержательное требование опуса Кротова), то как смогут они распорядится ими, не умея владеть ни логикой, ни словом, ни культурой обсуждения?

За что погиб святитель Филипп, страдали преп. Максим Грек, святитель Тихон – за отстаивание идеи правового государства, политических и экономических свобод своего времени? В традиции Русского Православия – не либеральная критика, а личное ходатайство и молитвенное заступничество за обиженных, предметная этическая оценка деятельности власти, – не всей “номенклатуры” чохом, а конкретных персон в связи с конкретными событиями. Но сектант Кротов освободил себя от этой традиции, ему интересней упражняться в беспредметной и непродуктивной политической риторике.

Если вспомнить жития святых, то многие из них переносили тягчайшие притеснения “номенклатуры” собственной Церкви. Но это не подвигло их к отходу от Церкви. Вспомним отвратительную борьбу за митрополичий престол после смерти митр. Алексия во времена Сергия Радонежского. Что, откололся преп. Сергий, основал свою ветвь Православия? Нет, но противопоставил волнениям в Церкви насаждение монашества по всей Руси, а не критику “номенклатуры”. Волновалась верхушка, – а корни Православия все глубже уходили в русскую почву. Не говорит ли такая разница в подходах к проблеме “церковной номенклатуры” о направленности “духовности” Якова Кротова?

Подумайте, чем мог Я.Кротов заслужить моральное право на критику без логики и аргументов (попросту охаивание) начинаний Церкви? Что создал он и в каком состоянии его собственное детище? Что мешает ему – притеснение со стороны Московской патриархии или отверженность Божьей Благодатью (помните: "бодливой корове Бог рогов не дает")?

“Церковная номенклатура” может стеснять конкурирующие религиозные течения, но никогда не мешала она людям, в которых горел ясный и чистый пламень веры, и тем, кто шел к этим Светильникам Божьим…

На наш взгляд, Яков Кротов, говоря о “номенклатурном православии”, а “Новая газета” – публикуя его материал, не учитывают одного факта. Факт этот состоит в том, что Православие за минувшие два десятилетия окрепло (не стенами, куполами и оборотом денежных средств, а душами) и стало в России подлинно народной и межнациональной религией, мировоззрением миллионов и способом жизни сотен тысяч людей. Способом, совместимым с современным миром, но не позволяющим раствориться в нем и принять ложные ценности (в том числе, исходящие от государственной и церковной власти).

Возникает вопрос, зачем понадобился “Новой газете” посторонний и заведомо негативный взгляд на явление, касающееся органично сложившейся и совершенно определенной общности людей? Или в этой общности все предвзяты, зависимы, безгласны, запуганы государственной и церковной “номенклатурами”? Или саму эту общность позволительно считать быдлом, стадами, о которых Пушкин писал: "к чему стадам дары свободы"? Так лучше щипать траву в одном стаде с А.А. Ухтомским и святителем Лукой (Войно-Ясенецким), чем пробавляться кофейком да коньячком на кротовской "свободе".

Простите за несколько официозный и назидательный тон нашего письма. Просто тяжело видеть такие вещи в Вашей газете.

С уважением, Алексей Саламатин (канд. биол. наук., физиолог)
Людмила Титова (поэт, член Союза писателей России)

http://iriney.ru/postsovetskie/sekta-yakova-krotova/otkryitoe-pismo-glavnomu-redaktoru-novoj-gazetyi-dmitriyu-muratovu.html

Link to comment
Share on other sites

"священник" Яков Кротов

 

Крещён в 1974 году протоиереем Александром Менем,

В 1996—2002 годы был одним из организатором и прихожан «межконфессиональной общины», объединившей православных и католиков, в которой совершал службы по православному обряду католический священник Стефано Каприо.

С 1997 года ведёт программу «С христианской точки зрения» на радио «Свобода».

После того, как Стефано Каприо в 2002 году было отказано во въезде в Россию, перешёл в неканоническую Апостольскую православную церковь.

3 ноября 2002 года в «храме святого Александра Меня», располагавшемся в подвале офиса Движения за права человека в Большом Головином переулке епископом Виталием (Кужеватовым) был рукоположён в сан диакона, а 10 ноября — в сан священника.[6]. Создал общину во имя Сошествия Святого Духа на апостолов и является её настоятелем.

14 марта 2007 года указом архиепископа Игоря (Исиченко) был принят в число клириков Харьковско-Полтавской епархии Украинской автокефальной православной церкви. Вслед за ним в юрисдикцию УАПЦ перешла и община. Богослужения совершаются в арендуемых помещениях и на квартире самого Якова Кротова[7].

 

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Л. Дворкин в своём открытом письме главному редактору «Известий» заявил, что Яков Кротов, с точки зрения РПЦ, не является священником, а лишь публицистом, в связи с чем подавать опубликованное им в связи с судом над Грабовым мнение, защищающее деятельность последнего, как мнение священника недопустимо[10][11][12].

Протодиакон Андрей Кураев охарактеризовал Кротова как «перешедшего в унию, а затем и просто в секту», активно критикуя его публицистику по религиозным вопросам[13]. Резкой критике со стороны Кураева подверглась и публицистика Кротова по общественно-политическим вопросам: так, Кураева возмутила фраза Кротова «зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народа».[14]

Необходимо указать на то, что лица, "рукоположившие" Кротова, никакими епископами не являются, а такие же самозванцы, как и он сам.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...