Jump to content
Сектоведческий форум

Иван Грозный. Культ. Иваногрозненство


Recommended Posts

Памятник Ивану Грозному установили в честь Сталина. Реплика Николая Сванидзе

 

2.jpg

Открыли в Орле конный памятник Ивану Грозному. Очень сильно хотели и открыли. Больше всех хотел губернатор Орловской области Вадим Потомский. Для него эта идея стала делом принципа.
Поводом для установки памятника Ивану Грозному именно в Орле послужил тот исторический факт, что крепость с таким названием для охраны южных рубежей Русского государства была основана в 1566 году, то есть при царе Иване Васильевиче.
Об этом событии в дополнении к знаменитой Никоновской летописи под годом 7075, или по современному летоисчислению 1566, имеется запись: "Того же лета повелением государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси поставлен быть город на поле на реке Орле".
Однако летописи писались в интересах действующего властителя, и всегда представляют его в выгодном свете. У историков есть большие сомнения в том, что Иван Грозный может считаться реальным основателем города. Крепость Орел была возведена на земляных валах старого городища. Люди селились на реке давно, а сама река Орел, впадающая в Оку, называлась так исстари.
Жил в тех местах еще в языческие времена, и в летописях про это написано, священномученик Кукша Печерский. Он проповедовал христианство вятичам, населявшим нынешние Орловскую и Калужскую области. Вятичам это, видимо, не нравилось, это противоречило их тогдашним духовным скрепам, оскорбляло их религиозные чувства, и они Кукшу Печерского зверски убили.
Но важнее другое. Когда была основана крепость, страна была волей Ивана Грозного разделена на опричнину и земщину. Крепость находилась на землях земщины, и, по закону, установленному самим царем Иваном, инициатива ее строительства должна была исходить от земской боярской думы.
Сам царь в это время, осенью 1566 года, государственными делами не занимался, а находился на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре. Даже вопросами замирения с Литвой – могучим соседом и геополитическим конкурентом – в отсутствие царя занимался Земский Собор.
Наиболее вероятным основателем крепости и города Орел был князь и воевода Михаил Воротынский, чьи родовые земли находились рядом. Михаил Иванович Воротынский – замечательный русский полководец, который пятью годами позже буквально спас страну, разбив войска крымского хана Девлет-Гирея, а вскоре после этого, видимо в благодарность, был убит Иваном Грозным.
Так что заслуга царя Ивана в основании города Орла невелика. И это – не единственная причина того, почему в старой, императорской России не ставили памятников Грозному царю ни в Орле, ни, где бы то ни было еще.
Хотя династия Романовых была ему в известном смысле благодарна, поскольку сами ее права на престол были связаны с первой женой царя Ивана, Анастасией Романовой-Захарьиной. То есть именно Иван был, в конечном счете, источником царской легитимности Романовых.
Но уж больно, как сейчас принято говорить, неоднозначна была его репутация. Ни один из больших, наиболее авторитетных русских историков разных времен не нашел для его правления позитивных характеристик.
Николай Карамзин, признанный основатель российской исторической школы, при этом человек глубоко верующий, патриот, убежденный монархист и человек, близкий к трону, сравнивал правление Ивана Грозного по масштабам национальной катастрофы с нашествием Батыя.
Блистательный Василий Ключевский писал: «Превратив политический вопрос о порядке в …. бесцельную и неразборчивую резню, он своей опричниной внес в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии».
Памятник сначала собирались открыть 3 сентября, накануне 450-летия Орла, и установить его напротив детского театра. По-видимому, с намеком на то, что царь Иван Васильевич по-настоящему любил детей.
У нас был уже один знаменитый памятник другому человеку, который очень любил детей – на Лубянской площади в Москве. Вот теперь еще один. Но тогда воспротивилась орловская общественность, считавшая Ивана Грозного кровавым тираном, которого вовсе необязательно увековечивать.
Решили пойти другим путем. На фоне агитационно-пропагандистской кампании, в которой основание родного города увязывалось с именем царя Ивана, мощного патриота-государственника и защитника русской земли, был проведен социологический опрос, который дал нужный результат: 70% респондентов — жителей области поддерживают установку памятника.
Правда, от места пришлось отказаться. Монумент перенесли на набережную Оки – подальше от детского театра и поближе к собору. Что также уместно, с учетом того исторического факта, что по приказу Ивана Грозного был изгнан, а затем задушен митрополит Филипп Колычев, ныне святой РПЦ.
Открытие прошло празднично. Были, вопреки здравому смыслу, православные активисты и представители казачества. Выступали писатель Александр Проханов, политолог Сергей Кургинян и байкер Хирург — Александр Залдостанов.
Хирург одобрил установку монумента от имени "всех волков русской весны". Кургинян сообщил, что памятник "стал доказательством гордости россиян за нашу великую историю". А Проханов отметил, что Грозный "почил в бозе", но "его дух живет среди нас". И добавил, что памятник установлен потому, что Россия вырвалась из тюрьмы 1990-х годов и соединилась с Крымом, чтобы преодолеть тьму». Напоследок он произнес "Боже, царя храни".
Казалось бы, здесь есть внутреннее противоречие. Казалось бы, какое отношение имел Иван Васильевич, ушедший от нас в 1584 году, к присоединению Крыма в 2014-м? И потом – если царь уже давно "почил в бозе", просить за него Господа Бога вроде бы несколько поздновато?
Не менее ярок был и губернатор Потомский. Он заявил, что благодаря Ивану Грозному Советской армии удалось в 1943 году сломать хребет фашистским захватчикам. И еще губернатор Потомский заявил, что есть в российской истории три оболганных человека – Иван Грозный, Петр Первый и Сталин. Вот это высказывание многое объясняет.
С одной стороны, Сталин воспринимается, в том числе и его фанатичными поклонниками, как своего рода реинкарнация Ивана Грозного. И он сам считал себя идейным наследником, если угодно, учеником. Ивана Грозного и превозносить-то стали при Сталине, а при царях всегда считали лузером и маньяком.
По сути, не Грозному, а Сталину открывали памятник в Орле. Говорят Грозный, подразумевают – Сталин. От этого столько страсти, столько борьбы. От этого столь широкие и на первый взгляд нелепые исторические образы и параллели. Но не только от этого. Сталин – тоже умер, хотя и не так давно.
И курят они фимиам царям земным, живым. Действующему, здравствующему начальству хотят понравиться, угодить. Странным способом, конечно. Но это уж кто как может. В зависимости от политического темперамента.
Вот в Петербурге группа активистов уже предложила назвать одну из улиц Северной столицы именем Ивана Грозного. Он, по их мнению, как-то тут, по этим местам проезжал. Летописи и историки умалчивают об этом событии, но одна зацепка имеется.
Все тот же орловский губернатор Вадим Потомский на одной из недавних пресс-конференций рассказал общественности о путешествии Ивана Грозного с больным сыном из Москвы в Санкт-Петербург. Общественность напомнила, что город на Неве был основан другим царем, через примерно полтораста лет после описываемых губернатором событий.
Губернатор признал, что погорячился. Но слово-то было сказано – и услышано. Глядишь, на следующем памятнике Ивану Грозному, раз уж он такие теплые чувства и ассоциации вызывает у группы товарищей, будет выбита благодарность за покорение космоса. Потому что, ну, нельзя же написать так, как на самом деле есть: "Организатору кровавого террора и разорителю страны – от благодарных потомков".

http://w ww.vesti.ru/doc.html?id=2812094

Link to comment
Share on other sites

Сванидзе недавно спорил с Н.С. Михалковым о том что Иван 4й был не гомосексуалистом а  бисексуалом.

на , пардон, профильном ресурсе :) обнаружились тексты книги....

 

Лев Самуилович Клейн
Иван Грозный и содомский грех. Федька Басманов
(фрагмент книги: "Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие")

8. ФЕДЬКА БАСМАНОВ

 

..По Жданову, Басманов обращается к царю со слащавыми словами "царь ты мой любименький", "царечек ты мой".

"Обороты речей, дышащие бабьей льстиво-заманчивой податливостью, звуки мягкого, сдобного голоса, юношеского контральто, поворот стана, выражение глаз, наглые ужимки фаворита сразу пробудили какое-то особое настроение в Иване. Словно защекотало у него в груди... Загорелись, потемнели глаза, губы задвигались, дрогнули ноздри...

- Один ты, что ли? - спросил Иван. И голос у него звучит как-то хрипло, необычно.

- Один, один... Там нет никого... - шепчет извращенный любимец, прижимаясь к Ивану..."
(Жданов 1999: 175-176).

 

...Об особо тесной интимной связи царя со своим кравчим единогласно свидетельствуют иностранцы Альбрехт Шлихтинг (переводчик) и Генрих Штаден (опричник), а также русский беглец князь Андрей Курбский. Особенно это всплыло в эпизоде ссоры Федьки Басманова с князем Дмитрием Овчиной-Оболенским, сыном погибшего воеводы. В запале ссоры князь уязвил Федора: "Мы служим царю трудами полезными, а ты гнусными делами содомскими!" (так у Карамзина). Шлихтинг перелагает эту тираду деликатнее: "попрекнул его нечестным деянием, которое тот обычно творил с тираном".

 

...в "исповедании" 1572 г. Иван сам признает за собой "чрезестественный грех чресел". Вообще Иван признавал содомию грехом, даже готов был признать уголовно наказуемым пороком, но без большого энтузиазма.

 

...На склоне лет Иван приблизил к себе Богдана Яковлевича Вельского, который, по сведениям папского посла Поссевино, "полных тринадцать лет был у государя в фаворе и спал в его комнате" (Поссевино 1983: 182). Это был племянник Малюты Скуратова, оружничий царя и его главный душеприказчик. Был ли он еще и любовником, неизвестно. Но, учитывая аппетиты царя, вряд ли Басманов был у него единственным.

 

ht tp://az.gay.ru/articles/bookparts/grozn_09.html

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Из выступления Патриарха Кирилла в Успенском соборе, июль 2009 года:


«Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. Море крови было пролито на Руси. И когда царь, после очередного набега на свой собственный народ, очередной расправы с теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. Это был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие. Дорого стоило святителю Филиппу это пасторское, исполненное правды Божией, деяние. Он был отстранен, низвергнут, отослан в Тверь, и там, в Отроч Успенском монастыре, находился в заточении. Но даже в заточении он представлял для грозного царя опасность. Это был живой укор его совести. И именно поэтому грозный царь и убивает святителя. Он ушел из жизни отверженный, оклеветанный. Но ведь память об этом святителе невозможно было изгладить никакими царскими к нему отношениями. Эти отношения царя были очень и очень плохими. И конечно, многие люди, боясь грозного царя, повторяли вслед за ним ложь и клевету, возводя их на святителя. И наверное, боялись приехать к его могиле...».


Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Александр Дворкин: результаты царствования Ивана Грозного были катастрофическими!

 

 

Тема установки в Александрове памятника Ивану Грозному, затронутая на страницах «Уездного города А», переросла в горячие баталии комментаторов сайта газеты. Памятуя о том, что у каждой медали есть, как минимум, две стороны, после материала писателя Вячеслава Манягина, ратующего за установку памятника, мы решили найти авторитетного человека, который бы был противником монументализации грозного царя. Свое мнение для читателей газеты согласился озвучить российский исследователь современного религиозного сектантства, писатель Александр Дворкин, который ответил на наши вопросы по телефону.

 

— Каково ваше отношение к фигуре Ивана Грозного и установке ему в Александрове памятника?
Я отрицательно отношусь к установке памятника Ивану Грозному, потому что я не считаю, что это тот государь, которым могла бы гордиться Россия. У нас было много великих правителей. А Иван Грозный, мягко говоря, великим правителем не был.

— Какой из российских правителей, на ваш взгляд, идеален?
— Идеального правителя назвать сложно, поскольку идеальных людей нет. Ну, скажем, дед Ивана Грозного Иван Третий, безусловно, был одним из великих правителей России. У нас он почти забыт и ни одного памятника ему до сих пор в России не стоит. Вот его бы хорошо вспомнить, потому что он является, собственно, создателем Российской империи. Он очень малой кровью весьма увеличил границы России. Он — великий дипломат и очень хороший администратор. Чего нельзя сказать об Иване Грозном, результаты царствования которого были катастрофическими.

— Многие ставят Ивану Грозному в заслуги то, что он расширял государственные границы, проводил реформы, модернизировал армию, положил начало книгопечатанию на Руси… 
— Государственные границы были расширены в первой половине его правления, когда были завоеваны Астраханское и Казанское ханства. Это было сделано тогда, когда он находился под влиянием митрополита Макария и Избранной Рады, то есть, замечательных людей с очень ясным видением того, что нужно сделать. Тех людей, которых он впоследствии истребил: либо в ссылку отправил, либо физически уничтожил. С тех пор, как он начал править сам, никаких, собственно, географических прибавлений не было. Он вопреки совету одного из этих мудрых советников, Алексея Адашева, начал Ливонскую войну, хотя гораздо правильнее было бы посмотреть на южные границы и обезопаситься от Крыма. Крым в начале правления Ивана Грозного был слабым ханством, которое платило дань России. В результате во второй половине его правления крымский хан дошел до Москвы и сжег Москву. Это нужно было постараться, чтобы такое произошло. Крым можно было «дожать» и если даже не включить в состав России, то, во всяком случае, окончательно от него обезопаситься и сделать русским протекторатом. Но он начал войну в Ливонии, которая, опять же благодаря Избранной Раде, поначалу шла достаточно хорошо. Но по мере устранения мудрых советников, в результате провальных приказов Ивана Грозного и его провальной дипломатии эта война была проиграна. Главная война его жизни, которая принесла страшные разорения России. Своей провальной дипломатией он сумел добиться небывалого — заклятые враги Польша и Швеция объединились против России. Россия проиграла и утеряла тот выход к Балтийскому морю, который у нее изначально был. Первоначально у Ивана Грозного было много возможностей закончить эту войну со значительными территориальными прибавками для России. Но он, опьяненный первоначальными успехами, не мог остановиться, продолжал воевать, при этом своими бездумными казнями восстанавливал против себя население занятых Россией областей, и, в конце концов, всё обратилось против него.

Я не говорю про опричнину, которая разделила страну надвое, и одна терзала и мучила другую. Я не говорю про бесчисленное количество человеческих жертв, которые были или напрямую убиты, или погибли от голода, или были угнаны крымцами в плен. Если говорить о завоевании Сибири, то Иван Грозный тут вообще ни при чем. Потому что отряд Ермака шел не просто без его приказа, а, на самом деле, против его приказа. Потому что Иван Грозный запретил Строгановым идти на хана Кучума. И поэтому, когда Ермак одержал свои первые победы и послал посольство в Москву к царю, он не знал, чего можно ожидать — посольство могли и казнить. Но главное, нужно помнить, что в конечном итоге поход Ермака не увенчался успехом, его отряд был разгромлен, и Ермак погиб. При жизни Ивана Грозного Сибирь не вошла в Русское царство. А настоящее завоевание Сибири произошло при Фёдоре Иоанновиче и Борисе Годунове, когда регулярные стрелецкие части, идя по следам Ермака, действительно Сибирь завоевали. Поэтому я не вижу никаких положительных результатов от правления Ивана Грозного, а вижу разруху, разорение, страшные человеческие жертвы и катастрофы во всех начинаниях, за которые он брался. Всё, что привело страну к Смутному времени, из которого она только чудом Божиим выбралась, едва-едва не погибнув.

— Сторонники установки памятника считают, что если посмотреть на то, что происходило в Европе во времена Ивана Грозного (та же Варфоломеевская ночь), то наш царь не был таким уж кровавым. 
— Это как считать. Трудно сравнивать количество жертв, так как в источниках того времени точная статистика отсутствует, и все цифры зависят от взглядов автора хроник. Но это не так и важно, в конце концов, ибо должна быть принципиальная разница между русским царем и западноевропейскими монархами. Иван Грозный, хотя бы номинально — православный государь, а не католик и не лютеранин. Но, увы, он фактически стал, и это важно, первым «западником» на русском престоле, то есть ренессансным правителем, со всеми жестокостями, которые ренессансный правитель себе позволяет. Все по заветам Макиавелли. Да, это был чрезвычайно кровавый век. Но, на мой взгляд, весьма странно, когда для оправдания сравнивают не с лучшими, а с худшими. Дескать — он не такой плохой, так как были еще хуже. Так мы можем сказать, что наш Чикатило, убивший двадцать человек, по сравнению с норвежским Брейвиком, укокошившим более ста — просто отличный парень. Я думаю, что православного государя нужно сравнивать с православными государями, а не с жестокими ренессансными правителями.

— А как же инициированное Иваном Грозным начало книгопечатания на Руси?
— И чем же это начинание кончилось? Первопечатник Иван Фёдоров был вынужден бежать в Литву. Все, что происходило в первой половине царствования Ивана Грозного, было зарублено на корню во время второй половины его катастрофического царствования. Все-таки конец — делу венец. И если поклонники Ивана Грозного говорят, что Избранная Рада была плохая и гораздо важнее единоличное правление Ивана Грозного, то мы видим, что единоличное правление как раз привело к катастрофе. Я думаю, что опричнина — это позорная страница нашей истории, а Александрова слобода была столицей опричнины. Я думаю, что в Александровой слободе есть другие замечательные моменты истории этого древнего города, которыми можно гордиться и которые можно вспоминать, а не вот этот кровавый режим.

С вопросами обращался Эдуард Егоров

Наша справка

Александр Леонидович Дворкин (род. 20 августа 1955, Москва, СССР), доктор философии, доктор богословия — российский исследователь современного религиозного сектантства, деятель антисектантского движения в России, светский и церковный историк-медиевист, православный богослов, общественный деятель, писатель. Автор 16 книг, в том числе «Иван Грозный как религиозный тип», и более 900 публикаций на 17 языках, автор статей в «Православной энциклопедии» и соавтор одной из статей в «Большой Российской энциклопедии». Имеет учёное звание профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), присвоенное указом уполномоченного лица учредителя вуза — Патриархом Алексием. С 2009 года по 2014 гг. — Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. После 2014 г. — заместитель председателя.

25 Января 2017

http://iriney.ru/raznoe/raznoe/aleksandr-dvorkin-rezultatyi-czarstvovaniya-ivana-groznogo-byili-katastroficheskimi.html

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

 

Миф об убийстве митрополита Филиппа царем Иваном Грозным

Еще один серьезный миф об Иоанне Грозном связан с именами священномученика митрополита Филиппа и преподобномученика игумена Корнилия. В самой нашей церкви сегодня и среди клира, и среди мирян распространилось обвинение Иоанна Грозного в «умучивании» митрополита Филиппа.

Сначала об игумене Корнилии. Вот, что пишут историки: «Дата, место, способ и мотив его убийства варьируются настолько, что можно смело выбирать любую версию и далее руководствоваться только собственной фантазией. Погиб он то ли в Пскове, то ли в монастыре, не то в 1570-м, не то в 1577 году, не то за переписку с Курбским, не то за постройку крепостной стены, возможно, раздавленный тяжелыми предметами, а возможно - лишившись головы, которую сам (!) потом нес в руках, как ни в чем не бывало, следуя за отрубившим ее царем. Служба святому, где упоминается об «убийстве», была составлена в. 1954 году! Единственное упоминание о смерти Корнилия написано в XVII веке и гласит, что «.от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище.» - словом, чтобы сфабриковать «убийство», нужна очень злая воля и дьявольская фантазия» (Н.А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)). 

Что же касается священномученика митрополита Филиппа, то здесь необходимо остановиться на следующих двух обстоятельствах.

Первое касается причин того, за что Царь мог так ненавидеть митрополита, что впоследствии прика-зал его, уже находящегося в ссылке, задушить, не вписав при этом его имени в поминальный синодик, как делал это всегда.

В синодике опальных Ивана IV можно встретить имена представителей клира - это инок Афоня (1567), инок Никита Казаринов (1568), монахиня Евфросиния, инок Амос, инок Помина, инокиня Евдокия, архимандрит Печерский Корнилий и иноки Васьян, Дорофей, Афон, Митрофан, Дионисий Турпеев (1570). Большая часть из вышеперечисленных клириков была казнена при расследовании Новгородской измены, о части других также известно, что они проходили по делам об измене. Можно с большой уверенностью утверждать, что клириков Иван IV казнил лишь по очень серьезным преступлениям (измена, покушение на жизнь Царя, колдовство). От общего процента лиц, перечисленных в синодике, клириков не набирается и 0,5%...

vlast-199.jpg

Но имени митрополита Филиппа в синодике нет. Если бы Иоанн был причастен к его убийству, он бы обязательно его включил. Ведь если он записал там иноков, то неужели бы не записал бы митрополита.

Стоит подчеркнуть, что сама история взаимоотношений Царя и митрополита не дает повода для подобной ненависти. Иван и Филипп были в детстве друзьями. Впоследствии Царь сам выбрал Филиппа, бывшего тогда Соловецким игуменом, и возвел в 1566 году его на кафедру московских святителей. Так что глубинных оснований для непримиримой вражды у Государя не было.

Также стоит отметить, что не только оснований, но и причин для такой ненависти не было. Обычно в качестве главной причины историки называют жесткую критику Филиппа в адрес Государя. Но критики как таковой не было. За критику выдаются всевозможные интерпретации слов Филиппа, но сами слова не содержат никакой критики.

Обычно говорят, что святитель Филипп выступил против опричнины и призывал восстать против нее пастырей. Но как пишет митрополит Иоанн, «если уж говорить о «строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены».

Если исходить из версии критики как источника конфликта, то эта версия оказывается абсолютно несостоятельной. Ведь, в сущности, критика - пустяковая провинность. Для сравнения: в деле о Новгородской измене главный ее зачинщик архиепископ Пимен, являвшийся организатором и вдохновителем заговора, был наказан только ссылкой. А из 300 человек, проходивших по следственному делу о Новгородской измене, после подробного расследования казнили только 120 (или даже 116), а 180-ти Царь объявил прощение и отпустил.

Но проблема взаимоотношений все-таки возникла. Но, если источником этой проблемы не были ни Государь, ни митрополит, возникает закономерный вопрос: так кто же был источником этой проблемы? Если источник не был внутри, значит, он был снаружи. Если конфликт не был вызван внутриличностными причинами, то, значит, он спровоцирован извне. Кем спровоцирован и для чего? И кто был заинтересован в убийстве Филиппа? Задаем традиционный вопрос: кому выгодно?

Вот здесь мы переходим ко второму обстоятельству, связанному с взаимоотношениями между государем и митрополитом Филиппом.

Существовала группа людей, кому смерть митрополита Филиппа была выгодна и необходима.

Главным из них был архиепископ Новгородский Пимен, мечтавший занять место Филиппа. Большую роль сыграл царский духовник Евстафий, который, видя добрые отношения Государя и первосвятителя, боялся потерять расположение Царя. Среди заговорщиков были также Пафнутий — епископ Суздальский и Филофей Рязанский.

Тактика интриги группы заговорщиков, стремящихся к власти и влиянию, была проста: лгать Царю про митрополита, а святителю клеветать на Царя. При этом главным было не допустить, чтобы недоразумение разрешилось при личной встрече. Кроме того, надо было найти предлог для удаления святителя Филиппа. Время шло, и злые семена лжи давали первые всходы. Царю удалось было внушить, что Филипп, вопреки обещанию, стремится вмешиваться в государевы дела.

Чтобы найти лжесвидетелей для суда над Филиппом, отправились в Соловецкий монастырь, где Филипп ранее был игуменом. За лжесвидетельство новому игумену Паисию пообещали епископскую кафедру. Обвинения вы-двигались смутные и запутанные, и так как никакой серьезной провинности найти не смогли, то предъявили обвинения, касавшиеся жизни Филиппа еще в монастыре. Суд, возможно, сбил Царя с толку, митрополит с кафедры был сведен и отправлен на покой со щедрым содержанием - намека на «смертельный» гнев государя не просматривается ни в одном источнике.

 

Но в 1569 году во время опричного похода на Новгород, опальный митрополит стал опасен - не для Царя, конечно, а для того же архиепископа Пимена, уже подписавшего грамоту вместе с другими заговорщиками о передаче Новгорода под власть короля Сигизмунда. В ходе расследования, которое должно было вот-вот начаться, могли вскрыться связи Пимена с московской боярской группой, поддерживающей «ересь жидовствующих» и замешанных в заговоре. С помощью именно этих лиц Филипп был лишен митрополии. В связи с этими обстоятельствами возникла необходимость его устранить. Малюта Скуратов и вправду был послан к митрополиту, возможно, за какими-либо сведениями о Новгородском деле - но в живых его уже не застал. Он приехал уже после смерти Филиппа. В Четьях-Минеях в день памяти святого Филиппа рассказывается о том, что все виновники «казни его» подпали под грозную опалу Царя, и особенно пострадал Соловецкий монастырь, откуда явились лжесвидетели. Паисий был сослан на Валаам, не получив своей вожделенной епископской кафедры (Н.А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)).

Вообще, обвинение Царя в убийстве митрополита основаны на нескольких источниках, которые нельзя признать достоверными.

Во-первых, это воспоминания иностранцев Траубе и Крузе, «политических авантюристов, запятнавших себя всяческими подлогами и изменами». Историк советского периода Р. Скрынников называет их воспоминания весьма тенденциозными. Поэтому доверять им невозможно. Это исторические лжесвидетели.

Вторым таким источником и еще одним лжесвидетелем является А. Курбский.

Кроме этого, существует Новгородская третья лето-пись, составленная несколько десятилетий спустя описанных событий, т. к. о митрополите Филиппе там говорится как об уже канонизированном святом. Четвертый источник - Соловецкое «житие», составленное со слов оклеветавших святого монахов и «старца Симеона» - то есть Семена Кобылина, служившего тюремщиком митрополита Филиппа в Отрочьем монастыре и, возможно, замешанного в убийстве. Текст жития содержит множество странностей, и тот же Скрынников утверждает, что текст «давно ставил исследователей в тупик своей путанностью и обилием ошибок.».

Житие святителя Филиппа было написано лет двадцать спустя после его смерти. Оно, как заметил еще Карамзин, страдает некоторыми хронологическими и другими несообразностями и часто приводит буквальные речи Филиппа, которые, вероятно, сочинены самим автором, в чем и нельзя сомневаться. Например, относительно речи Филиппа, убеждающего Царя не учреждать опричнины, тогда как последняя учреждена до того, как св. Филарет был хиротонисан в епископа. Писатель жития не лишен был литературного таланта, явно увлекался. Таким образом, мы не можем ручаться за полную точность изложенных в житии подробностей конфликта между ми-трополитом и Царем (Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1).

Так можно ли, имея такие шаткие и ненадежные источники, возводить на кого-либо, тем более на Царя, обвинение в убийстве? Можно. Если нужно получить очередной псевдоисторический документ, чтобы подшить его к делу рассчитанной и хорошо продуманной клеветы (Н.А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)).

itishistory.ru/1k/6-vlast26.php

Хотелось бы послушать мнения сведущих в теме.

Link to comment
Share on other sites

несомненно и абсолютно достоверно - это жития наших святых.

 

а словоблудие на тему невиновности Ивана 4 Ужасного, фантазии, основанные на догадках, предположениях, хотелках 

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 4 weeks later...
 
Государь Иоанн Васильевич с детства вел благочестивую жизнь, в молитве проводил много часов ежедневно. Царь был выдающейся личностью, ярким православным писателем и публицистом. Помимо многочисленных посланий, им написанных, он являлся автором многих церковных канонов, стихир, тропарей и кондаков, звучащих и сегодня в наших храмах. Кознями врагов были отравлены три его жены, он трижды стал вдовцом. Двое царских сыновей - Феодор и Димитрий - Русской Православной Церковью прославленны в сонме Святых.

За 51 год Царствования Государя Иоанна Васильевича, в процессе борьбы с боярскими заговорами и предательством и подавлением ереси жидовствующих были казнены не более 4 тысячи человек из полуторамиллионного населения России, чем удалось избежать колоссальных внутренних смут и потрясений, в которых могли погибнуть сотни тысяч русских людей. В то же время в XVI веке во Франции, Германии, Англии, Испании в процессе социальных и религиозных конфликтов погибли более сотни тысяч человек в каждой из этих стран.

Царь Иоанн Васильевич принес искреннее христианское покаяние за совершенные им прегрешения, молился за всех казненных по его приказу людей вне зависимости от того, заслуживали ли они казни или нет. По монастырям им рассылались синодики и устраивались богатые вклады на помин душ казненных.
 
Мощи Царя Иоанна пребывают нетленными в Архангельском Соборе Московского Кремля. Как местночтимый святой он поминается в святцах XVII века и изображен на иконах и фресках. По молитве к нему совершается много чудесных избавлений. Все это подтверждают русские летописи, относящиеся к XVI веку. Ни один из отечественных письменных источников XVI века не указывает на Царя Иоанна Васильевича как на виновника смерти его собственного сына Ивана и Митрополита Филиппа, коим он и не был. Неверные представления о Царе Иоанне Васильевиче сложились из произведений предателей и изменников России (вроде Курбского) и мемуаров послов враждебных России государств.

Последнее время всё чаще преднамеренно клевещут на благоверного Царя Иоанна Грозного, а в его лице и на всю идею Русского Православного Царства в целом.
Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время:


1. Прирост нашей государственной территории составил почти 100% (с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км). К России были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногаи и часть Северного Кавказа. Русская Держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы!
2. Прирост населения составил 30-50%.
3. Русская Держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы!
4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божьим на Русском престоле.

5. Проведена масштабная реформа судопроизводства.

6. Введена всеобщая выборность местной администрации.
7. Невиданными ранее темпами развилась торговля с Англией, Персией и Средней Азией.
8. По распоряжению Государя основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей.
9. Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций. Иван Грозный — духовная и культурная жизнь в годы правления: ~

10. Положено начало регулярному созыву Земских соборов.
11. Прошел знаменитый т.н. ’’Стоглавый’’ собор Русской Православной Церкви, первый в полном смысле этого слова Поместный собор.
12. Созданы Четьи Минеи (Ежемесячные чтения) святого митрополита Макария.
13. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, собрана книжная сокровищница царя.
14. Придан государственный характер летописанию, создан ’’Лицевой свод’’.
15. Создана сеть общеобразовательных школ.
16. В русской литературе стараниями Иван Грозного появился новый жанр — публицистика.
17. И все это — несмотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (их поддержали Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия — кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами).

Вопреки наветам, Иван Грозный оставил своим наследникам мощное государство и боеспособную армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлять в поле пятьсоттысячное войско (в 1598 г.).

В разоренном государстве такое невозможно!
 
predanieneo.com/t8383-topic#479231
 
 
Link to comment
Share on other sites

а почему вы решили что это достоверная информация?

Читала немного митрополита Иоанна Снычева.

 

Вот здесь: rv.ru/content.php3?id=5892

Link to comment
Share on other sites

Читала немного митрополита Иоанна Снычева.

 

Вот здесь: rv.ru/content.php3?id=5892

разве кроме православных "экстремистов" больше нечего почитать?

есть и гораздо более взвешенные православные писатели

Link to comment
Share on other sites

хорошая библиотека на сайте Предание.ру

там и рубрикация, степень сложности понятная и доступная

хотя и не вполне православные книги там тоже присутствуют

 

читать надо разные точки зрения и САМОСТОЯТЕЛЬНО делать выводы

Link to comment
Share on other sites

А старец Илий Ноздрин или старец Николай Гурьянов, тоже "православные экстремисты"? Они за Царя Иоанна Грозного, за то, что его оболгали.

Link to comment
Share on other sites

отец Илий производит впечатление глубоко старого и немощного человека, почитайте здесь.

Николаю Гурьянову, не очень порядочные граждане приписывают то, что он не говорил. А кто теперь опровергнет? Неси что хочешь...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...