Jump to content
Сектоведческий форум

Recommended Posts

Молокане — секта, ересь, разновидность "духовного христианства", а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям»

 

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие[3].

 

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Согласно их учению они:
признают поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23),
не признают видимых икон и креста,
не признают почитание святых,
отрицают необходимость священнической иерархии, клира,
не совершают крестного знамения,
считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков.[4]

 

Отмечали сходство молоканства с протестантством[6]. Историк Н. И. Костомаров связывал возникновение сект молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований»[6].

 

По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами[5].

 

 

из википедии

 

один из современных молокан, Проханов, Александр Андреевич, из секты иваногрозненцев

Link to comment
Share on other sites

МОЛОКАНЕ

день он вознесется на небо. Когда чудо не совершилось, Беловзоров был самими М. отдан в руки полиции. В 1836 явился между ними лжехристос Лукиан Петров, который убедил их оставить все работы и, одевшись в лучшие одежды, идти в обетованную землю, на Кавказе, где и начнется тысячелетнее царство Христово. Свое учение он подтверждал мнимыми чудесами, напр. воскрешением нескольких девок, которых он убедил притвориться умершими. После того появлялись еще два лжехриста (в Самарской губернии).

Начало толка «общих» среди М. положил в 1830-х гг. молодой энтузиаст Михаил Акинфиев Попов (по его отчеству секта зовется иногда акинфиевщиной), выступивший с предсказанием близкого пришествия Антихриста и с призывом к покаянию и к строению «места убежища», путем воссоздания первохристианской общины с ее общностью имущества. Пример самого Попова, отказавшегося от довольно значительного состояния, и его яркая проповедь вызвали движение в ближайших селениях (в Николаевском уезде Самарской губернии). Он учил, что взамен царств Ветхого и Нового заветов наступает царство третьего завета - «Завета Духа Святого» (отрывки напечатаны в журн. «Духовный христианин» за 1907), в котором «живые словеса откровений», а не мертвящие буквы писания должны направлять верующих. Но не всем дана благодать непосредственного познания воли Божией, а только немногим избранным. Суровой дисциплиной сковал Попов, провозглашенный «Судьею мира» и «царем Сиона», волю своих рядовых последователей. Они - «земные» или даже, в случае отлучения (временного) за какой-либо грех, «преисподние»,- лишены голоса в решении дел, а обязаны безусловно подчиняться немногим «одарованным небесным», составляющим истинное «тело церкви»: «чинам» и их помощникам. «Чинов» было двенадцать (девять мужских и три женских), и они ведали всеми сторонами жизни общины под верховным руководительством «царя Сиона». Готовящиеся к сретению Христа «общие» должны были вести особенно строгую жизнь. Отказ от всяких забот о личном благополучии и постоянный труд в пользу общины, умеренность в пище, с запретом сахара, чеснока и лука (он от лукавого), свинины, красной рыбы и икры из нее, вина, табака и хмеля (даже для приготовления хлеба), посты в виде полного воздержания от пищи в течение дня (ночью есть можно), ношенье лишь самого скромного платья и без всяких украшений обязательны для всех; даже песни и смех - строго караемые грехи. За исполнением всех правил наблюдали не только чины, но и взаимно все члены, обязанные доносить об упущениях и проступках друг друга. Лишенье братского лобзанья в собрании, стоянье на месте для осужденных во время молений, более или менее продолжительный пост - обычные наказания, но иногда назначаются еще и особые епитимий. Отойдя далеко от старых М. в области дисциплины, Попов в вопросах вероучения остался на той же позиции. Только поставлением на первый план в качестве источника веро- и нравоучения непосредственного откровения «общие» отличаются от М.

 

В 1838-40 Попов и многие его последователи (свыше 200 семей) были высланы в Закавказье. Когда и здесь «общие» пытались осуществлять свой идеал и повели пропаганду, их «царь Сиона» с несколькими семьями «верных» был переведен в Сибирь, в Минусинский округ. Здесь он обнаружил большие дарования организатора хозяйства; но с подъемом благосостояния пал общинный дух, возобладала стяжательность и вскоре по отъезде руководителя (в 1866) секта «общих» заглохла. И в Самарской губернии после еще одной вспышки (в 1854) «общие» затихли и затерялись. В Закавказье «общие» сначала устроились близ Геокчая большой коммуной, претерпели суровое гонение за отказ расселиться семьями и мерли от лихорадки. Потом, по приказу Попова, они перебрались к Ленкорани, где поселилась вторая группа изгнанников из Поволжья. Здесь, пользуясь оставленным Поповым «Уставом Общего Упования» (напечатан B.C. Толстым в статье «Великороссийские беспоповские расколы в Закавказье», ЧОИДР, 1864, кн. 4) и его посланиями, «общие» устроили «убежище Сион». Приезд Попова в 1867 не принес страстно ожидаемого «суда живых и мертвых», и он до самой смерти (в 1873) считал своей главной задачей хозяйственное устройство своих последователей. Его смерть и намеренное сокрытие его могилы еще более уменьшили стремление к небесному граду.

Начало секте прыгунов положил в 30-х гг. 19 в. один из молоканских лжехристов, Лукиан Петров, который, прочитав слова 50-го псалма «окропиши мя иссопом», стал учить, что во время богослужений собравшиеся взамен исповеди должны сопеть друг на друга, чтобы взаимно освя-титься и очиститься от грехов. От этого секта сначала была известна под именем сопунов. [...] Петров ввел в собраниях прыганье и скаканье с произнесением каких-то слов и пением стихов, будто бы по примеру царя Давида, который «пред сенным ковчегом скакаше играя»; возможно, этот обряд был заимствован от хлыстов. Прыгуны считают себя «избранными» среди М. и думают, что в имеющем наступить тысячелетнем царстве Христовом они займут привилегированное положение. После Петрова самым известным главой секты был (на Кавказе, в Александропольском уезде) Максим Рудометкин, по прозванию Комар, установивший особый род прыганья: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свободными, и вертеться на месте до истощения сил, когда они падали на пол и затем начинали пророчествовать. Эти прыганья не бы-

http://w ww.studfiles.ru/preview/5699589/page:28/

 

ну точно как пятидесятники!

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...