Перейти к содержимому


Фотография

Вальдорфская Педагогика.

Антропософия Вальдорфская педагогика

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 70

#21 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 23 Декабрь 2015 - 13:11

о. Андрей написал очень важную и нужную статью о ВП.

 

http://azbyka.ru/det...drej-kuraev#n12

Вальдорфская педагогика: сделано в секте

У всех сект есть одна общая тактика: они считают, что никто не вправе высказывать суждения об их деятельности, не совпадающие с их самооценкой. При этом сектантская самоапология исходит из довольно-таки нагловатой посылки, что если много и упорно лгать, и при этом регулярно грозить судом своим оппонентам, то, мягко говоря, “пестрая” сектантская идеология рано или поздно предстанет таки в общественном сознании в белоснежно-непорочном виде.

Что именно секты хотят слышать о себе, а чего они слышать не желают – хорошо видно из моей дискуссии с г-ном А.Пинским, председателем правления Московского Центра вальдорфской педагогики.

Чтобы оккультную философию, которую на самом деле представляют “вальдорфцы”, легче и нескандальнее было насаждать в российских школах, они очень заботятся о своем имидже как чисто светской организации. Поэтому каждый раз, кка в прессе упоминают “вальдорфскую педагогику” в качестве религиозной доктрины, г.Пинский пишет протест.

Из этих писем видно, что сектатская совесть позволяет своим владельцам использовать любую ложь для конечного торжества своего правого дела.

У меня хранится уже довольно представительная подборка писем г. Пинского в разные средства массовой информации, позволившие себе сообщить нечто ему неприятное. И каждое письмо кончается напоминанием о “ст. 43, 44”. При этом г. Пинский готов отрицать очевидное и просто общеизвестное.

Например, А. Пинский возмущается – “Непонятно, почему в контексте обсуждения вальдорфских школ у А. Кураева всплыла тема, что Минкультуры учредило эвритмическую Академию. Сообщаю, что Академия эвритмии является независимой от вальдорфского движения организацией, и ее учреждение не имеет ничего общего с “насаждением вальдорфской педагогики”.

Речь идет о моем интервью газете “Москвичка” (27.10.94). В нем я высказал свое недоумение тем, что религиозная доктрина Р. Штейнера получает государственную поддержку и государственное финансирование в России. Я напомнил, что в 1992 г. Министерство культуры России учредило и начало финансировать Академию эвритмического искусства. Г-н Пинский уверяет, что “ничего общего” с “вальдорфской педагогикой” у эвритмии нет.

Я понимаю, что эта Академия административно не подчиняется г.Пинскому. Но отрицание того, что эвритмика есть составная часть вальдорфской педагогики – это уже прямая ложь. “Эвритмия – это искусство, которого прежде не сушествовало, и которое было основано Рудольфом Штейнером. Эвритмия – обязательный предмет в любой вальдорфской школе”. Ф. Карлгрен – современный руководитель международного движения вальдорфской педагогики. Что же это г.Пинский противоречит своему начальству?

Но главный вопрос не в этом. Вопрос в том, является ли “вальдорфская педагогика” религиозной доктриной.

А. Пинский, например, пишет, что идейная сторона антропософии “ничего общего” не имеет с движением теософов и никогднеа не был учеником Е. Блаватской. Но не станет же он отрицать, что первоначально Штейнер вообще полностью сливался с теософским оккультизмом. Или он был генеральным секретарем Германского теософского общества, не разделяя оккультной доктрины теософов? А быть теософом – не означает ли стать учеником основательницы теософского движения Е. Блаватской? Да, Штейнер вышел из теософского общества, когда А. Безант провозгласила Кришнамурти живым Христом-Майтрейей. Но это было рождение частной ереси внутри теософской “церкви”. И сама антропософия также не более чем ересь в рамках оккультизма. Вот как характеризует антропософию “ортодоксальная линия” теософии во главе с Е .Рерих: “И Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом”. Ученик Е. Рерих А. Клизовский поясняет, в чем была главная ошибка Штейнера: “К числу тайных, и, следовательно, более опасных врагов теософии принадлежит антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение антропософии, ни ее последователи не выступают открыто против теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее… Западный мир верит в то, что Христос – Единый Сын Единого Бога. Штейнер оставляет во всей силе и это заблуждение”.

Итак, раздор теософов и антропософов – это всего лишь внутрисемейный скандал. А. Пинский пишет, что “мы не занимаемся теологическими штудиями (в духе гностицизма, манихейства и т.п.)”. Это утверждение легко проверяемо. Основные черты гностицизма ясно сформулированы известным востоковедом В. К. Шохиным. 10 основных тезисов оккультного гностицизма, отличающие его от библейского мировоззрения, изложены им в книге “Брахманистская философия” (М., 1994, сс. 20-22). “Тайные доктрины” как Е. Блаватской, так и Е. Рерих и Р. Штейнера подчеркивают свое единомыслие с псевдохристианским гностицизмом начала нашей эры.

Еще один внутрисемейный скандал в стане неоязычников – это закрытие вальдорфских школ в нацистской Германии.

К сугубому неудовольствию г-на Пинского Международный христианский семинар “Тоталитарные секты в России (Москва, май 1994), в котором принимали участие представители 14 христианских Церквей из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р. Штейнера: “Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу “Вальдорфской педагогики”. Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государственную поддержку в России. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и в государственных школах вводящего преподавание по системе вальдорфской педагогики”.

Со стороны г.Пинского, конечно, последовал протест.

Так были ли нацистские нотки в идеологии штейнерианства? Р. Штейнер еще в 1915 году писал о себе как о “пророке миссии Германской расы”. Эрнст Блох в своей книге “Принцип надежды”, вошедшей в классическую библиотеку современной философии, пишет: “теософия не имеет ничего общего с христианской мистикой… “Солнечный Христос” Штейнера стал для новых язычников и “немецких христиан” богом природы нордического фашизма, позволившим объединить Иисуса с Зигфридом”.

Черты, роднящие Штейнера с германским нацизмом и история взаимоотношений вальдорфских школ и нацистского режима прослежены в статье голландского профессора Дж. Д. Имельмана “Waldorf-Education. An outdated combination of religion and education”.

Протестантский иссследователь вальдорфской педагогики Франко Рест отмечает, что “слишком часто эзотерики New-Age и штейнерианцы культивируют устаревшие мифы, как будто бы культ германца не сосуществовал с Освенцимом”.

Оккультно-языческий характер германского нацизма хорошо известен. И штейнеровский оккультизм способствовал созданию того антихристианского, неоязыческого фона, который сделал возможным воцарение нацистско-языческого мифа. В частности – общим для всех теософов учением о семи расах человечества, из которых ХХ век – это время, когда начинает рождаться самая высокая “шестая раса”. Последующие гонения на штейнеровские школы со стороны нацистов – это уже “внутрисемейный скандал”, подобный гонениям на троцкистов со стороны сталинистов в соседней стране.

О мировоззрении самого Штейнера от себя я говорить ничего не буду. Вот выдержки из “Философской энциклопедии” (из ее лучшего, знаменитого “пятого тома”): “В 1902 г. Штейнер обратился к теософии. Возглавил германский отдел Теософского общества, где он развил исключительно бурную деятельность. Штейнер построил антропософский храм Гетеанум (Дорнах, Швейцария). В 1923 г. храм сгорел – вопреки предсказанию Штейнера, что он простоит 300 лет. Само учение Штейнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства… Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по учению Штейнера, в соответсвии с традициями древнего оккультизма, образует микрокосм в составе физического, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а остальное – с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штейнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное “Я”.

Итак, учение Штейнера все же является и религиозным, и антихристианским. Штейнер, например, утверждал, что Христос не был распят, ибо “дух Христа” решил не страдать, и потому заранее, еще до распятия покинул телесную оболочку “человека Иисуса”.

Вальдорфские школы являются “неконфессиональными” только том смысле, что они противопоставляют себя всем христианским конфессиям сразу. Ф. Карлгрен так пишет об этом: “Когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфической особенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят одну и ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своих обязанностей без тщательного изучения человековедения Р. Штейнера и без внутренних усилий, которых требует антропософский путь развития” (Карлгрен, с.257).

Итак, и дети, и учителя должны приобрести не просто знания о религии или антропософии – но пережить соответствующий религиозный опыт: “Надо дать детям приобрести религиозный опыт” (там же, с.106). “Один раз в неделю для детей устраивается религиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер” (с. 107).

Интересно, кстати, что при случае антропософы могут утверждать нечто прямо противоположное: «преподавание антропософии в вальдорфской школе – это нонсенс».

Учителю изучение оккультной доктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научиться распознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций (с.109). В самих “вальдорфских школах принято свободное христианское религиозное обучение” (там же). “Свободное” здесь значит – не представляющее ни одну из христианских конфессий, а “христианское” значит всего лишь антропософски-оккультное. Но все же признается, что религиозное воспитание в этих школах есть. “С первого по четвертый класс преподавание строится на основе рассказов, пробуждающих почитать Господа Бога, Божественное в природе” (там же).

Вот пример, как это делается: на уроке арифметике малышам говорят: “Некоторые легенды о происхождении мира повествуют как из одной стихии рождались все остальные. Целое делят ради получения частей. Давая задания по арифметике, учитель постоянно указывает на один и тот же принцип: членится, раскладывается некое единое целое. В какой-то момент дети должны почувствовать, что в конечном итоге мир также представляет собой единство (согласно Пиаже, не только те, кто получил религиозное воспитание, склонны считать Бога творцом всего сущего)” (там же, с.134). Так детское сознание приготовляется к принятию основной оккультной аксиомы: Бог и мир есть одно и тоже, а добро и зло (четное и нечетное) есть две стороны одного Абсолюта, Единого Начала. В “Теософском словаре” Е. Блаватской, которой и обязан Штейнер основными чертами своего мировоззрения, об этом говорится так: “Demon est Deus inversus. – каббалистическая аксиома; буквально “дьявол есть перевернутый бог”, что означает, что не сушествует ни зла, ни добра, но те силы, которые создают одно, творят и другое, в соответствии с природой материалов, на которые они воздействуют”.

Педагогическая плодотворность вальдорфской педагогики у незивисимых педагогов вызывает немало сомнений: “Ребенок ставится в условия таких закономерностей развития, что его самосознание и диалог с миром не могут проявляться. Вряд ли их можно считать способными к принятию решений и настроеннными на диалог”. Книга называется “Пути окаменения”, ибо Штейнер (steiner) по-немецки – камень.

Штейнеровская педагогика и не может быть эффективной, потому что в ее основе лежит весьма устаревшая типологизация характеров и мифологизация 7-летних периодов развития человека (от которых уже давно отказалась психология развития). “Вальдорфцы” вынуждены держаться за эту поистине антикварную схему потому, что, согласно Штейнеру, инкарнация души происходит постепенно, циклами по 7 лет: сначала низшая, животная душа входит в новое тело, и только к 21 году в человека подселяется, наконец, последний “астрал”. Наверно, не без оснований Э. Блох назвал Штейнера “четверть образованным”…

Прежде, чем пускать антропософию Штейнера в русские школы, стоило бы прислушаться к тому, что говорили о нем русские философы.

Семен Франк: “В двух формах происходит, в области учений о душе, устранение научного знания: в форме наивной фальсификации науки через безотчетное, сумбурное ее смешение с религией и мистикой и в форме сознательного отрицания науки. Первое мы имеем в столь популярных ныне оккультических и теософских учениях о душе, которые сами именуют себя сокровенной наукой (“Geheimwissenschaft” Штейнера!). В настоящее время, конечно, уже невозможно относиться с огульным отрицанием, как к сплошному суеверию и шарлатанству, ко всей области упомянутых учений: слишком много здесь оказалось проверенных фактов и слишком ясна связь их с интереснейшими достижениями официально признанной научной психологии (гипноз, “подсознательное” и пр.). Интерес к этой области обнаруживают теперь все живые, непредвзятые умы, субъективно, по своим симпатиям и умственным привычкам совершенно далекие от нее. И огульное отрицание и высмеивание есть здесь обычно лишь признак высокомерной, псевдонаучной узости. За всем тем остается несомненным, что так, как по большей части ведутся исследования этого типа, они представляют невыносимую смесь объективных наблюдений с субъективной фантастикой и, главное, основаны на грубейшем смешении науки с мистикой, одинаково искажающем ту и другую и ведущем к каком-то противоестественному супранатуралистическому реализму. Тонкая, своебразная, ни с чем не сравнимая область духовной жизни, достижимая лишь несчувственному внутреннему созерцанию, рассматривается здесь как что-то видимое, осязаемое, материальное, над чем можно производить внешние эксперименты, что можно даже взвешивать и фотографировать; и именно в силу этой ложной рационализации по существу сверхрационального действительно рациональный момент всякого – точность понятий, последовательность и обоснованность мышления, отграничение доказанного и объективного от сомнительного и непроверенного – становится совершенно невозможным; и шарлатаны и легковеры имеют здесь в силу самого метода, в силу основных предпосылок исследования неизбежный перевес над добросовестными и осторожными людьми”.

Н. Бердяев: “Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер. Ни одного луча падающего сверху. Все он хотел добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру… Некоторые антропософы производили на меня впечатление людей одержимых, находящихся в маниакальном состоянии. Когда они произносили “доктор (Штейнер) сказал”, то менялось выражение глаз, лицо делалось иным и продолжать разговор было нельзя. Верующие антропософы гораздо более догматики, гораздо более авторитарны, чем самые ортодоксальные православные и католики… Такие лица как Минцлова (эмиссар Штейнера в России) могли иметь влияние лишь в атмосфере культурной элиты того времени, проникнутой оккультными настроениями и исканиями. В этой атмосфере было много бессознательной лживости и самообмана, мало было любви к истине. Хотели быть обманутыми и соблазненными. Терпеть не могли критики”. Впрочем, Бердяев еще видел среди теософов “русских мальчиков”. Ныне же остался только “полукультурный слой, преимущественно состоящий из дам, который тянется к теософии по тем же теплопрохладным мотивам, которые влекут их к благотворительности, к нравоучениям, к маленьким чудесам личной жизни”.

По впечатлению о. Сергия Булгакова, Штейнер “дилетантски” был знаком с философскими течениями. “Он пишет как человек, никогда не соприкасавшийся с философией”. “Штейнерианство не есть ни “углубление христианства”, за которое оно себя выдает, ни даже ересь или особое течение в христианстве — оно просто ничего общего с христианством не имеет, и самое это сближение есть самообман или заведомая подделка. Даже самые сложные и запутанные гностические построения, о которых сохранила нам память история, далеки от тех оккультных грез, одеваемых — насильственно и кощунственно — в образы Евангелия, и по сравнению с этим даже кощунства восточной теософии с их Звездой Востока кажутся невинными благоглупостями в сопоставлении с этой настойчивой и по-немецки упорной доктриной. Попытки соединения суть или недоразумение и недомыслие, или же автогипноз и шарлатанство… До такой степени все различно, далеко и чуждо, что невольно встает последний вопрос: к чему все это переряживание? Зачем одевать совершенно нехристианское мировоззрение в христианские одежды, зачем “пятое евангелие” Акаши излагать как продолжение и истолкование четырех Евангелий Церкви? К чему этот синкретический маскарад, и не лучше ли, подобно восточной теософии, открыто отпасть от христианства?”.

Еще один русский философ и педагог — Василий Зеньковский — замечает, что “Учение о человеке у Блаватской представляет довольно беспорядочную сводку разных идей, эклектически взятых из индуизма и так называемой “герметической” литературы. У Штейнера все это несколько переработано, но основной дефект остается: мотивы и основания разграничения разных “сторон” в человеке и у него необычайно шатки”. “Антропософия себя именует “духоведением”, хотя она есть учение о темной духовности в человеке: антропософия не знает тайны человека в его целостности и в его личном отношении к Богу, а базируется лишь на том, что мы в дальнейшем будем именовать “темной” духовностью”.

Борис Вышеславцев, блестящий знаток европейской философии, также свидетельствует, что “Штейнер всецело во власти сумбурного подсознания, его сознательная мысль архаична и инфантильна, для научно-философского и мистического эзотеризма он вечно остается непосвященным. Штейнер грезит и видит сны; это драгоценный источник познания, но бывают “вещие сны” и бывает бред. Примером такого бреда может служить христология Штейнера”.

Николай Лосский также не может высказать комплиментов в адрес теософии: “Все это учение переполнено сведениями о природе Солнца и различных планет, о различных духах, населяющих их, о влиянии на душу умершего человека, сведениями явно фантастическими, выходящими за пределы доступного человеку опыта и обнаруживающими свою несостоятельность, поскольку некоторые из них противоречат общим достоверно известным принципам строения мира. Например, Штейнер утверждает, что горящие газы находятся только на периферии Солнца, а внутри его нет ничего материального, даже пространства (R. Steiner. La vie apres la mort. p.42). Трудно понять, как мыслит человек, способный говорить о шаре, у которого периферия пространственна, а внутренность не то чтобы пуста, а совсем не пространственна!”

Отношение Ивана Ильина к антропософии высказано в его письмах по поводу книги Андрея Белого (Б. Н. Бугаева) “Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности”. “Эта личная злоба, которой хватило для того, чтобы написать отвратительный памфлет в триста сорок одну страницу,.. обнаруживает со всей очевидностью, что это такое за “катарсис” души, который осуществляется под руководством Рудольфа Штейнера, курсов коего, по Вашему признанию, “нельзя безнаказанно слушать”. По истине: “по плодам их узнаете их… Пасквиль г. Бугаева — ядовитый газ, направленный в лице Метнера против всех нас, против всех работников в сфере христианской религии и европейской культуры. Уничтожающее дружное противодействие нас всех системе Штейнера, [которая] через насилие над душами своих адептов чинит насилие над добрым именем и честью всех мыслящих свободно — есть наш общий безусловный долг и акт самосохранения!… [Нужно организовать] дружное противодействие не только против данного факта (пасквиля г. Бугаева против Э. Метнера), но и против лже-идейного первоисточника, т. е. против организованной анти-культуры штейнерианства, ибо иначе последуют без числа и меры новые факты попрания личностей и идей… Выдвигаемая Штейнером “Антропософия” — учение враждебное и настоящей философии, и подлинному искусству”.

Антропософия давно знакома русской культуре. И потому не стоит спекулировать на советской и постсоветской необразованности и делать вид, будто только недоумки и невежды противостоят интервенции Штейнера в русские школы.

Впрочем, антропософы готовы и виднейших русских философов представить в качестве невежд. Вчитайтесь: «В одном из писем Блоку А. Белый пишет, что в 1904 году Булгаков скаал ему (передаю смысл по памяти): «Теософия это еще ничего. Сейчас нас ожидает уже настоящая тьма – Штайнер!». Можно задать вопрос: а на что, собственно, опирался Булгаков, когда в 1904 г. выносил свое суждение? Должно быть, на гениальную интуицию. Во всяком случае не на трезвый анализ. В то время в России, кроме незначительных статеек в теософских журналах, никаких книг Штайнера опубликовано не было». И Сергей Булгаков становится в глазах читателей этаким образованцем хрущевских времен: «Пастернака я не читал, но скажу…». Однако, в те годы Россия не была изолированна от европейской культурной жизни. Да и Булгаков мог работать отнюдь не только с переводами; немецкий язык он знал прекрасно, и в самой Германии бывал. Именно зная – что происходит в религиозной жизни Европы, Булгаков предупреждал своих друзей в России от увлечения новой модной сектой.

Я не вхожу в разбор педагогической стороны дела. Из немецких источников я знаю, что в “вальдорфских школах” у детей хуже развивается математическое и етстественно-научное мышление. Что же касается художественного, образного мышления, то и оно не слишком радует, потому что та интерпретация мира художественных образов, которую дают в этих школах, носит оккультный характер, который заслоняет собою все-таки христианское содержание большинства произведений европейского искусства. В результате в старших классах вальдорфские школы Германии вынуждены забрасывать всю свою специфическую методику и просто натаскивать учеников по обычным программам – чтобы те могли нормально сдать государственные экзамены.

Письма же г. Пинского – прием, обычный для многих сект: они секты настаивают на своей “нерелигиозности” для того, что беспрепятственно нарушать закон о светском характере образования. В России так действуют неоязыческие секты типа мунистов (чей учебник “Мой мир и я” издан учрежденным ими якобы светским “Международным фондом образования”), рериховцев и антропософов. В результате в России школа оказалась отделена от Церкви – но не от сект.

Насколько «нерелигиозна» антропософия, можно судить по следующей похвале, произнесенной антропософом К. Свасьяном в адрес антропософии же: «Антропософия сегодня является единственной формой сознания живого и вторично, но уже в нашем сознании воскресаемого Христа». Понятно, что течение, претендующее на роль «живого христианства», является религиозным, а, поскольку оно еще и мыслит себя «единственным», значит, оно ощущает себя еще и некоей альтернативой историческому, церковному христианству.

Свасьян надеется на то, что его энтузиастическим заклинаниям поверят на слово. Стоит ему только сказать, что, мол «антропософия – не секта, а духовная наука, в ее истоках расширенное до духоведения естествознание», так все только восхитятся. Но для меня слово «наука» звучит вполне определенно. В науке принято демонстрировать все методы, с помощью которых ты пришел к своим результатам. Эти методы должны быть признаны и используемы другими учеными (причем независимо от их личных религиозных позиций). Любой результат в науке должен быть воспроизводим другими исследователями, и тем самым проверяем. Господин Свасьян – объясните же мне, каким именно методом Штейнер пришел к выводу о том, что некая «сестринская душа Адама» сначала воплотилась в Кришне, а затем – «в мальчике Иисусе от Луки», и в итоге двенадцатилетний Иисус «соединяется с силой Кришны, с самим Кришной». Бедный Иисус – в нем, оказывается, был целый легион духов: «мальчик Иисус несет теперь «Я» Заратустры»; «в астральное тело мальчика Иисуса вступает Будда». Это что – естествознание?

С научной точки зрения это просто бред. Но в восприятии христиан это еще и бред кощунственный. То, что Церковь не скрывает своей точки зрения на “вальдорфскую педагогику” как на сектантскую методику, г-ну Пинскому, конечно, не нравится. Но люди должны знать разные мнения – хотя бы для того, чтобы выбрать свой путь. Как об этом предупредила, например, Лютеранская Церковь Германии: “Во всяком случае, христиане-родители не должны оставаться в заблуждении, что стоящий за “вальдорфской педагогикой” штейнеровский образ человека по пониманию евангелической Церкви не является библейским”. И католики, и православные с этим полностью согласны: штейнеровская система “вальдорфских школ” является оккультной, но отнюдь не христианской или светски-нейтральной.

Попытки же отделить методики вальдорфских школ от их оккультной почвы, на которые уповает, например, Е.Ямбург, по чьей просвещенной инициативе и появились антропософы в школах России, явно бессмысленны. Россия – такая страна, в которой даже нерелигиозные сами по себе феномены обретают религиозный смысл. Например, марксизм на Западе был обычной социологической школой, а в России обернулся “штурмом небес”. “Гербалайф” в Америке, может, является обычной экономической авантюрой (“пирамидой”), но в России явно превращается в секту. Вроде бы безобидные “обливанцы” Порфирия Иванова уже провозгласили своего учителя воплощением Бога Отца.

Тем более искони религиозная “вальдорфская педагогика” в России зацветет пышным оккультным цветом. И еще сотни школ перейдут на религиозный статус, числясь при этом вполне “светскими”.


  • Александр Мон это нравится

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#22 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 23 Декабрь 2015 - 13:18

То что писал о. Андрей, когда еще был жив А.А. Пинский уже сбылось и начинает махрово цвести.
Только в этом году я видела как на форумах вальдорфцев то тут, то там писали об открытии нового детского сада на базе государственно либо в качестве группы, двух, либо с элементами ВП и приглашались на должность воспитательниц (а у них это звучит как садовниц) люди, которые причастны к этому течению (антропософии).

Мало того, представители ВП пытаются выдавать свое учение за определённые достижения в психологии.
Действительно это так или господа антропософы снова пытаются наплодить подмен, мне бы очень хотелось разобраться. Но проблема в том, что я не психолог. А здесь нужна помощь психолога, который, возможно разбирался в данной проблематике.
Уважаемые форумчане, не могли бы Вы помочь в этом разобраться?

Вот видео антропософа, который как раз и говорит о том, что все в антропософии объяснимо с позиций современной науки и психологии:

 


Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#23 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 23 Декабрь 2015 - 13:27

Если, к примеру почитать родительскую академию, которая создана специально для родителей, то всё предельно понятно - оккультизм/эзотерика:

http://predela.net/f...opic,779.0.html

 

Но вот, к примеру, мы поняли, и что теперь дальше?
Как можно донести до глав минобра, что они в стране в своей растят бомбы?

И что вообще с этим можно сделать?


Сообщение отредактировал Лера: 23 Декабрь 2015 - 19:24

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#24 Михаил

Михаил

    Продвинутый пользователь

  • РАЦИРС
  • PipPipPip
  • 5 245 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 23 Декабрь 2015 - 14:04

Теперь надо бы положить на бумагу то что Вы поняли.

Кратко, понятно для любого человека "не в теме".

 

А дальше мы поможем распространить такую информацию в СМИ.

И писать во все инстанции.


Все что я пишу это IMHO.


#25 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 15:36

Попробуем :)
А "кратко" - это обычно, на сколько страниц: 1, 2,3...?


Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#26 Михаил

Михаил

    Продвинутый пользователь

  • РАЦИРС
  • PipPipPip
  • 5 245 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 15:58

не больше 1-й


Все что я пишу это IMHO.


#27 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 16:29

не больше 1-й

Это самое сложное, потому как это должно получиться очень ёмко и кратко без цитат адептов и основателя.
Эх... попробуем, чай мы не русские люди у которых великий и могучий?! :P язык :D

 

Спасибо, Моисей :)


Сообщение отредактировал Лера: 24 Декабрь 2015 - 16:30

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#28 Александр Мон

Александр Мон

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 482 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 28 Январь 2016 - 01:46

Да уж Лера, прочитал все это и диву дался.)) Это что за "шедевр мысли" написанный Рудольфом Штайнером? Несколько раз прочитал и ничего понять не смог. Абракададабра просто какая то.  Засор мозгов. Просто ужас.


Сообщение отредактировал Александр Мон: 28 Январь 2016 - 01:48

  • Лера и Еленаky это нравится

#29 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 28 Январь 2016 - 02:06

Да уж Лера, прочитал все это и диву дался.)) Это что за "шедевр мысли" написанный Рудольфом Штайнером? Несколько раз прочитал и ничего понять не смог. Абракададабра просто какая то.  Засор мозгов. Просто ужас.

Саша, пытаться ЭТО читать, мне кажется, не надо. Действительно можно мозг вывихнуть.
Самое неприятное, лично для меня, что эти дети и родители уже выпали из истории России. Они - не наши, если так можно выразиться.
Они живут уже ценностями Запада. В педагогике есть один важный принцип, что детям передается деятельность (она у них есть) и культура страны, где живёшь... и вот с этим у них полная подмена (в программе для вальдорфских садов они пишут одно), а в реальности реализуют совсем другое. И детки с их родителями, которые неравнодушны ко всему иностранному растут уже с другим менталитетом и ощущением истории: западной, ещё мистической и в какой-то мере оккультной.
Вот это для страны настоящая БОМБА! И когда она рванет - никто не знает. Это как на Украине националисты....

 

А ты представляешь, что преподаватель (которого уважают и к мнению которого прислушиваются) говорит родителям, что идти в армию не надо, если есть такая возможность и что защищать Родину с оружием в руках - это для слабаков...
А то что Александр Невский уже в 20 лет одержал свою первую победу в честь которой он был прозван Невский... это как? Жестоко? Для слабаков?

 


Сообщение отредактировал Лера: 28 Январь 2016 - 02:13

  • sudba это нравится

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#30 Александр Мон

Александр Мон

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 482 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 28 Январь 2016 - 20:58

Саша, пытаться ЭТО читать, мне кажется, не надо. Действительно можно мозг вывихнуть.
Самое неприятное, лично для меня, что эти дети и родители уже выпали из истории России. Они - не наши, если так можно выразиться.
Они живут уже ценностями Запада. В педагогике есть один важный принцип, что детям передается деятельность (она у них есть) и культура страны, где живёшь... и вот с этим у них полная подмена (в программе для вальдорфских садов они пишут одно), а в реальности реализуют совсем другое. И детки с их родителями, которые неравнодушны ко всему иностранному растут уже с другим менталитетом и ощущением истории: западной, ещё мистической и в какой-то мере оккультной.
Вот это для страны настоящая БОМБА! И когда она рванет - никто не знает. Это как на Украине националисты....

 

А ты представляешь, что преподаватель (которого уважают и к мнению которого прислушиваются) говорит родителям, что идти в армию не надо, если есть такая возможность и что защищать Родину с оружием в руках - это для слабаков...
А то что Александр Невский уже в 20 лет одержал свою первую победу в честь которой он был прозван Невский... это как? Жестоко? Для слабаков?

 

Лера, правильно,что поднимаешь эту тему. Надо что то с этим делать. Может эта информация дойдет до наших чиновников и они примут меры.



#31 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 Февраль 2016 - 17:05

Вопрос в группе вальдорфских воспитателей и родителей:

 

Добрый день! У меня вопрос насчет пистолетов. Сыну 5 лет, он очень любит оружие и все с ним связанное (машинками не интересуется, только пистолеты, мечи, роботы). Неоднократно читала, что это нормально для мальчика, что таким образом он выплескивает внутреннюю агрессию, которая для него естественна. Что это с точки зрения вальдорфского метода в воспитании?
И в целом, как вальдорфская концепция работает с этой внутренней агрессией? И как готовит ребенка к агрессии внешнего мира?

 

Ответ педагога-антропософа:

 

Младенец - мальчик – мужчина – человек. Это эволюционный ряд. Не всем дано его завершить…
Мужчина.
Периодически обозначается знаком планеты Марс – кружок со стрелой из него.
Марс – бог войны.
Сила Марса в мире материи создаёт железо.
Гемоглобин. Железо. «Низкий гемоглобин». Кровавое мясо. Вегетарианство. Агрессия. Субтильность.
Стрела. Железо. Война.
Железные стрелки воюют.
Человек.
По образу Божьему.
Творец.
Тело физическое,
Тело физиологическое (процессуальное тело, силы удерживающие физическое тело, дающие ему форму и жизнь, связанное с привычками индивида во всех сферах или эфирное)
Тело душевное (поле действия мышления, эмоций, воли или астральное).
Я – (способность управлять телом душевным)
Самодух – это когда Я выдрессирует свои мышление, чувство и волю и они будут осознаваемы как отдельные области души и не будут друг на друга влиять бессознательно.
Жизнедух – это уже проработанное посредством Я эфирное тело, всё оздоровлено и пронизано сознанием.
Духочеловек – проработанное физическое тело. Образ – Христос после воскресения.

У маленьких детей есть возможность стать Человеками, только если рядом эти Человеки есть. Понятно не в полном объёме. Даже не Человеки, а человеки, стремящиеся стать Человеками.

Что из вышеизложенного следует?
Стрела – стремление. Если я не стремлюсь, то меня как бы и нет. Стремясь, я сталкиваюсь с сопротивлением, которое меня и формирует как мужчину.
Просто выстрел – это первая фаза – выйти из себя, проявить себя миру. Так здорово бросить петарду там, где этого никто не ждёт. Ба-бах! Знай наших! Я это удовольствие помню до сих пор. Правда мы бросали строительные патроны от пистолета для забивания строительны дюбелей – раскроешь его слегка плоскогубцами, подожжёшь порох и… вот оно счастье!
А потом вторая фаза что-нибудь сломать, написать своё имя на чём-нибудь (например на холодильнике гвоздиком. Кого-нибудь толкнуть, стукнуть, шлёпнуть и радостно мчаться прочь. Это ближе к средним классам.
На большее сами мальчики в общей массе не способны.
Ключевые понятия для разрешения ситуации. Преодоление. Взаимодействие с материей. Наличие цели и смысла в деятельности.
Альтернатива оружию – орудия преобразования мира : ножи для работы с деревом, пилы, буры, лобзики, лопаты, молотки. Вместе резать, копать, пилить, забивать гвозди. Все инструменты ручные – никакого электричества до шестого, седьмого классов. Идеально, если есть цель сделать что-то для окружающих – птиц, собак, мам, бабушек
Как тренировочные варианты достижения цели – игра в снежки, метания мячиков, дротика, стрельба из самодельного лука (спортивный ближе к пятому классу).
Если я опять напишу что ключевое понятие ключевых понятий ОТЕЦ, то … понятно что…
Разводов почти столько же, сколько и браков. Люди толком не понимают, для чего нужна семья.
Понятно, что отец – это не только особь мужского пола способная к оплодотворению. Это конкретные функции. Поэтому в отсутствии мужа, можно иметь дело с отцом. А в крайнем случае, становитесь человеками и умейте играть все роли. Только не запутайтесь. Это возможно. Я как классный учитель вальдорфской школы вёл детей с шестилетнего возраста до четырнадцатилетнего. И мне пришлось быть то мамой, то папой, куда деваться…

Время на исполнение функции… кого-то фейсбучного закончилось. Пора опять поработать отцом, мужем, учителем обществознания, тренера по баскетболу. Всем удачных ролей!


Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#32 Германия

Германия

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 441 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 Февраль 2016 - 18:16

Грамотно! Главное, что на безобидный вопрос так и не ответил.
Раскурка темы впечатляет: глубина знаний как у Кастанеды. Впечатляет и конечная рекомендация мечом выстругивать скворечники... И чтоб до седьмого класса никакого электричества!
  • Лера это нравится

#33 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 Февраль 2016 - 18:36

Грамотно! Главное, что на безобидный вопрос так и не ответил.
Раскурка темы впечатляет: глубина знаний как у Кастанеды. Впечатляет и конечная рекомендация мечом выстругивать скворечники... И чтоб до седьмого класса никакого электричества!

Я иногда почитываю подобные советы...и у меня мозг кипит....

А как Вам совет - "не ходить в армию?"

Грамотно?! А, то!

Пунктуацию пока не наводила :), потому как надо было записать этот поток "сознания"...
 

Видео «Высшее образование» минута 03:01, говорит он же, но уже о том, что в армию лучше не ходить.

«… но в России, к сожалению, есть , как сказать, ну, засада, честно говоря. Другое слово даже искать не буду. Это – армия. То есть, когда человек должен формировать свою индивидуальность и особенно силу «я» к 21-му году она проявляется, его берут в армию и делают всё прямо противоположное. И потом ребёнок приходит молодым человеком , конечно, более сознательным, потому что возраст всё равно своё берёт, но то время, когда он должен был сам действовать, «я» своё подстраивать , то он провёл в местах прямо противоположных  своему назначению. Там «я» подавляется, там идет групповая деятельность под беспрекословным руководством старшего по званию. Это не то место, где индивидуальность развивается. Туда можно прийти потом, когда индивидуальность развита и человек чувствует, он хочет быть военным и так переживает патриотизм, ну он взрослый, там, после 21-го года, получивший, там образование, поживший, он говорит, вот так, я хочу быть военным. Ну, это его личное дело, не вопрос – это его личное решение. А вот этот возраст, в армию-то берут детей, потому что удобно их забрать в это время. Потому что офицеры знают, в армии знают, что эти молодые 17-ти – 18-ти летние ребятишки, ну там, ну не готовы они к этому, ну, в 25-ть их уже не соберешь, в 22-а уже не соберешь, труднее, поэтому надо их брать после школы, пока они тёпленькие такие. Поэтому, когда есть возможность, в армию можно пойти тогда когда захочешь, до 29-ти лет есть возможность ходить на бесплатную военную службу , даже ещё заплатят там чего-нибудь. Поэтому не надо торопиться после школы или вот в этом возрасте сразу попасть в армию – туда точно, если есть возможность, ходить не надо.»


  • Германия это нравится

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#34 Михаил

Михаил

    Продвинутый пользователь

  • РАЦИРС
  • PipPipPip
  • 5 245 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 Февраль 2016 - 21:59

слюнтяй-теоретик


Все что я пишу это IMHO.


#35 Estella Madl

Estella Madl

    Pravoslavná církev v Českých zemích a na Slovensku

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • ГородHlavní město Praha

Отправлено 07 Февраль 2016 - 08:39

Это что за "шедевр мысли" написанный Рудольфом Штайнером? Несколько раз прочитал и ничего понять не смог.

Это вы Блаватскую не читали с Уайт. Я как-то попробовала осилить "на слабо" хоть пару книг (Кураев же осиливает) - не осилила. Осилила страниц двадцать -тридцать... Слишком сильное отторжение у меня от подобного - почти на физиологическом уровне. Ну а непонятно пишут еще не только из-за того что у автора каша в голове но и потому, что надо ж показать какой умный автор, да и пространство для отхода оставить в случае чего - "вот вы мол не так поняли". Особенно этим Георгий Кочетков славится - в начале абзаца пишет одно, в конце другое (либо пишет что он не в курсе как оно там на самом деле). Так что то что вы "не осилили" Штайнера как раз вполне нормально. Было бы хуже если бы "осилили"


Сообщение отредактировал Estella Madl: 07 Февраль 2016 - 08:56

  • Mixail_Pl это нравится
I když půjdu roklí šeré smrti, nebudu se bát ničeho zlého, vždyť se mnou jsi ty. Tvoje berla a tvá hůl mě potěšují. (Žalm 23:4)
Rozmnožují bolesti své ti, kteříž k cizímu bohu chvátají; neokusím obětí jejich ze krve, aniž vezmu jména jejich ve rty své. (Žalm 16:4)

#36 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 09 Февраль 2016 - 17:46

А теперь посмотрите что заявляют антропософы на сайтах детских садов: центральная часть деятельности - это праздники. И какие праздники мы видим? Правильно! В основном ЗАПАДНЫЕ, а если точнее быть, то взятые из Германии, а если есть наши традиционные, то они уже подаются на западный манер и с тем искажением духовного в сторону потребительского:

1. праздник урожая   http://calendarik.co...haya-v-germanii

2. празднование Рождества не 7 января, а 25-го

3. а перед Рождеством - Адвент с мистическими символами и ритуалами

4. Праздник фонариков - http://calendarik.co...vyatogo-martina

 

А вот и подтверждение тому, что говорит Ольга Четверикова об изменении сознания и сломе русского кода:

Это выдержки из интервью одной из выпускниц вальдорфской школы ( https://newtonew.com...school-dialog):

"

— Да, мы разучивали национальные песни и танцы, на уроках ИЗО копировали древние миниатюры и вырезали по камню традиционные узоры, праздновали некоторые армянские праздники. Но было и много западного, конкретно немецкого. Например, каждый год у нас был адвентский календарь. Как мне кажется, в этом синкретизме вся суть вальдорфской педагогики: чтобы сделать ее эффективной, необходимо на общий идейный скелет нарастить более конкретную, понятную ученикам плоть."

Вальдорфские школы существуют в разных странах мира. Одним из принципов образования является изучение национальной культуры. Для школы в Армении это тоже было справедливо?

 

 

А вот что говорят сами родители:
Вкратце - одни говорят, что православие и вальдорфская педагогика совместимы, другие, что вальдорфская педагогика не имеет никакого отношения к христианству, третьи вообще говорят, что дети священников учатся у них в школе...
 

03
07
Снимок 08
Снимок 13
Снимок 17
 
Рыцари.. былины... всё смешалось: люди, кони...

013
 
 

 


Сообщение отредактировал Лера: 23 Март 2018 - 10:05

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)


#37 Estella Madl

Estella Madl

    Pravoslavná církev v Českých zemích a na Slovensku

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • ГородHlavní město Praha

Отправлено 09 Февраль 2016 - 19:13

Посмотрите отрывок из видео "Ольга Четверикова - Каким будет ближайшее будущее - Трансгуманизм, рабы и киборги"

Это как раз тот случай когда "Замуж, дура! Срочно замуж". Хотя там и это не поможет...

Сообщение отредактировал Estella Madl: 09 Февраль 2016 - 19:13

I když půjdu roklí šeré smrti, nebudu se bát ničeho zlého, vždyť se mnou jsi ty. Tvoje berla a tvá hůl mě potěšují. (Žalm 23:4)
Rozmnožují bolesti své ti, kteříž k cizímu bohu chvátají; neokusím obětí jejich ze krve, aniž vezmu jména jejich ve rty své. (Žalm 16:4)

#38 Гость_krishna-das_*

Гость_krishna-das_*
  • Гости

Отправлено 09 Февраль 2016 - 20:40

Это как раз тот случай когда "Замуж, дура! Срочно замуж". Хотя там и это не поможет...

Трансгуманизм вполне научное направление. Проект  "Аватар"  поддерживают такие известные ученые, как профессор МГУ Александр Каплан, создатель первой в России лаборатории по нейроинтерфейсам, Давид Дубровский, профессор, сопредседатель Научного совета РАН по искусственному интеллекту, Теодор Бергер, создатель технологии протезирования мозга в Университете Южной Калифорнии, Эд Бойден, профессор Mассачусетского технологического института, Рэймонд Курцвейл, директор по техническим разработкам корпорации Google, Стюарт Хамерофф, профессор Университета Аризоны, Хироси Исигуро, директор центра робототехники в Осаке.



#39 Mixail_Pl

Mixail_Pl

    Продвинутый пользователь

  • Модераторы
  • 3 478 сообщений
  • ГородКострома

Отправлено 09 Февраль 2016 - 23:33

Трансгуманизм вполне научное направление. Проект  "Аватар"  поддерживают такие известные ученые, как профессор МГУ Александр Каплан, создатель первой в России лаборатории по нейроинтерфейсам, Давид Дубровский, профессор, сопредседатель Научного совета РАН по искусственному интеллекту, Теодор Бергер, создатель технологии протезирования мозга в Университете Южной Калифорнии, Эд Бойден, профессор Mассачусетского технологического института, Рэймонд Курцвейл, директор по техническим разработкам корпорации Google, Стюарт Хамерофф, профессор Университета Аризоны, Хироси Исигуро, директор центра робототехники в Осаке.

Когда Вы по серьёзному окунётесь в научный мир, то поймёте, что многие учёные занимаются совсем не наукой  :)


  • Александр Мон это нравится

#40 Лера

Лера

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 341 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 10 Февраль 2016 - 19:38

Эстелла, спасибо за ваше мнение, но к сожалению, мы здесь не обсуждаем личность Ольги Четвериковой.
Здесь тема связанная с Вальдорфской педагогикой, с реформой образования РФ в рамках которой была и запущена ВП.
У Вас есть что-то по теме?

 

Буду Вам очень признательна.

Если я правильно понимаю, то Вы живёте в Чехии? А как у вас там с вальдорфскими школами? Что народ говорит?


Сообщение отредактировал Лера: 10 Февраль 2016 - 19:38

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф. М. Достоевский)





seo