Jump to content
Сектоведческий форум

Recommended Posts

Всем добрый день!
Вальдорфская педагогика: что это? Что правда и что вымысел и каковы плоды подобной педагогики?
В каких странах вальдорфская педагогика не имеет государственного статуса и почему?

Раньше эта тема меня как-то не касалась и где-то отдалённо слышала сочетание этих "волшебных" слов, но вот стала мамой и столкнулась с выбором детского сада. Что всегда нам в помощь? Правильно, либо яндекс, либо соц сети и группы мамочек. Начала искать православный детский сад. И сразу посыпались отклики, вот там замечательный детский сад частный, а вот там на базе гос. садика и т.д и т.п. Набрала ссылок и стала изучать программы в садиках и вообще знакомиться. Оказалось мне предлагали отдать малыша в вальдорфские детские сады. В одной сети нашла группу с вальдорфскими родителями и воспитателями и стала спрашивать - православный ли этот или тот садик, на что услышала разброс в мнениях: кто-то сказал, что очень православный и дети там счастливы и даже местные священники отдают своих деток к ним, кто-то сказал, что это не имеет никакого отношения к православию...это внеконфессиональный садик, хотя на многих сайтах написано, что именно христианский...

Нам всем понятно откуда ноги растут у этих садиков (Штайнер, Антропософия, ученик Блавадской и пр.)
Стала дальше копать.
Оказалось, что кроме частных садов есть группы на базе ГОСУДАРСТВЕННЫХ садов, то есть государство у нас уже поддерживает оккультные методы воспитания... перепугалась.

Начинаю читать "титульные" странички всех этих садов и школ и понимаю, что мои опасения неосновательны: всё очень разумно написано, так грамотно и даже очень привлекательно - в центре воспитания ребёнок и все только ему помогают расти. Засада произошла в том, как именно помогают расти, из какого мировоззрения. Посмотрев видео уроки вальдорфских педагогов и воспитательниц я четко поняла, что вальдорфские педагоги/воспитатели очень прочно придерживаются антропософии, это - реинкарнация, карма, эзотерика, как они ещё себя называют - эзотерическое христианство, эволюция человека в процессе рождения.

Мнения психологов и многих философов, конечно же отрицательные, но современное общество, все что связано с православным взглядом на воспитание детей считает мракобесием. И мнение православных психологов и философов тоже считает отсталым.
 

Но вот у меня вопрос: как госструктуры такое могут не замечать и вообще опасна ли такая педагогика для ребёнка? И надо ли этому процессу как-то противостоять?

Вот одно из занятий для родителей которое поясняет как развивается ребёнок.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я считаю что противостоять необходимо.

Оккультизму не место в школе.

Есть структуры министерства образования, у них есть утвержденная программа.

Все что в нее не вписано можно оспаривать.

 

http://iriney.ru/okkultnyie/antroposofiya-/-valdorfskaya-pedagogika/arxiv-soobshhenij-ob-antroposofii/valdorfskoj-pedagogike/mozhno-li-schitat-valdorfskie-shkolyi-rudolfa-shtajnera-nereligioznyimi.html

http://iriney.ru/okkultnyie/antroposofiya-/-valdorfskaya-pedagogika/arxiv-soobshhenij-ob-antroposofii/valdorfskoj-pedagogike/valdorfskaya-shkola.html

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Моисей, как противостоять, мне сейчас немного неизвестно.
Мы сейчас с нашими знакомыми, которые работают непосредственно в департаменте образования, готовим письмо В.В.
Для этого, мне понадобился целый год, что бы всё же понять, и увидеть, что за внешним красивым фасадом и якобы "благодатным порывом" стоит оккультное мышление. Постадавших-то нет. И какие могут быть пока пострадавшие? Это ведь долгосрочный проект. 
Что я имею в виду: когда идешь по ссылке на страничку этих вальдорфских детских садов, то читаешь такие слова, что очень хочется отдать своего ребёнка туда. Ну вот например:
 

сайт вальдорфского детского сада

 

сайт вальдорфского детского сада

 

Вот я читаю это и понимаю, что здесь всё с любовью.
Начинаю копать и разбираться, а что в головах у педагогов и воспитателей, которые имеют доступ, извините что грубо, к телу малыша. И вот это лежит не на поверхности, а когда ты в самой системе. Когда пошел на курсы и уже как родитель или педагог получаешь знания.
Вот это, например:

 

И таких пояснялок очень много...
То есть, что я хочу сказать, что на поверхности всё прилично и пристойно, а внутри... оккультизм. И это не хотят замечать или им невыгодно гос. работники образования, вот как в этой передаче:

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

то что "вывеска" не соответствует сути программы называется мошенничество

как минимум обман.

 

Если у Вас есть друзья в системе образования...

Они могут дать заключение соответствует это программе, стандартам утвержденной министерством, или нет?

 

Письмо ВВП вряд-ли даст эффект. Разве что открытое.

Начинать надо с министерства образования, если есть факты, то одновременно подключать прокуратуру и СМИ.

Последовательно документируя процесс.

 

Я немного далек от этой темы, существуют ли экспертные заключения об этой методике?

Исследования, результаты применения?

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Если у Вас есть друзья в системе образования...

Они могут дать заключение соответствует это программе, стандартам утвержденной министерством, или нет?"

 

Интересный вопрос. Надо спросить. Но для этого нужно найти "программу" для обучения в садах.
Спасибо, Моисей, попробуем.

 

"Начинать надо с министерства образования, если есть факты, то одновременно подключать прокуратуру и СМИ.

Последовательно документируя процесс."

 

Да, об этом я не подумала. Спасибо.

 

"Я немного далек от этой темы, существуют ли экспертные заключения об этой методике?

Исследования, результаты применения?"

 

Мда... надо тоже узнавать.
Есть только мнения специалистов, философов, культурологов (кажется).

Это мнение психологов:

«Под термином "гуманная педагогика" сейчас скрывается так называемая "Индиго-педагогика". По сути дела - это антипедагогика, воспрещающая взрослым воспитывать детей и предписывающая учиться у них, поскольку "дети индиго" - это якобы особо одаренные, просветленные свыше дети, которые должны воспитывать и учить своих родителей.

Это разновидность провалившейся с треском вальфдорской педагогики.

Об опасности таких взглядов на воспитание пока написано немного - могу дать ссылку на только что вышедшую книгу в издетельстве "Даниловский благовестник":

Ирина Медведева, Татьяна Шишова "В кильватере "Титаника"?" В ее приложении есть глава о детях "индиго".

У вальфдорской педагогики с "гуманной педагогикой" и культивированием детей индиго - одни и те принципы: устранение родителей и педагогов от воспитания детей. Это цель глобалистов - обрушить педагогику. Вот мнение известного психологаи автора замечательных книг о детях и родителях Ирины Медведевой:

" Нам старательно внушается, что поскольку эти дети (индиго) такие необыкновенные, то родители не только ни в коем случае не должны давать им советы, диктовать, как им себя вести, но они должны у них УЧИТЬСЯ. То есть дается очередное основание для того, чтобы обрушить систему воспитания - от взрослого к ребенку, от старшего к младшему, от родителя к сыну или дочери. Эта воспитательная иерархия теперь обрушивается под новым предлогом: такие необыкновенные дети сами должны учить взрослых...

В течение двадцати лет к нам с моей коллегой Татьяной Шишовой приходят на психологическую консультацию много детей, которых на сегодняшнем жаргоне принято называть «отвязанными». Это дети, которые не подчиняются взрослым, ведут себя, как хотят, часто непредсказуемо, они часто выглядят душевнобольными (при том, что они могут душевнобольными не являться). В этом ничего особенного, загадочного или мистического нет.

Дело в том, что как раз в последние два десятилетия к нам усиленно внедряют западные педагогические принципы. В частности, такой: родители должны быть с ребенком только в партнерских отношениях. Ни в коем случае не должны оказывать на него никакого давления. А под давлением имеется в виду обычное воспитание. Не должны, дескать, делать замечаний. Ссылаются, в частности, на японскую теорию, которая говорит о том, что до двенадцати лет ребенок не должен слышать слова «нет». То есть распускают детей до предела. Потом, понятное дело, идут на прием к специалистам. Потому что дети становятся неуправляемыми".

Именно к такому провалу и пришла вальфдорская педагогика (хотя сады и школы пока остаются), фактически культивирующая в детях их греховные склонности, ничего не запрещая.»

(Ирина Медведева, детский психолог)

Share this post


Link to post
Share on other sites

У человека 12-ть чувств. Нам об этом может поведать г-н Сиволобов В.Г., антропософский врач, гомеопат.

В лектории написано, что:

"Сколькими чувствами мы обладаем? Существует мнение, что их пять, Этому мнению уже более двух тысяч лет. Тот факт, что и в настоящее время есть люди, которые придерживаются этого мнения, объясняется тем, что органы связанные с этими чувствами, - глаза, уши, нос, язык, кожу можно увидеть невооруженным глазом. Однако уже давно было научно доказано, что чувств у нас больше."

 

Наверное я очень дремучая и непросветлённая - какая наука это доказала? Подскажите. Есть какая информация?
 

12 чувств!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот так же скоро начнётся курс по эвритмии.
 

Обучение эвритмии

 

Что же это такое?

Посмотрим на Российском Антропософском сайте ( http://www.anthroposophy.ru/index.php ). Что они в первую очередь говорят, а говорят они вот что:
 

Сергей Прокофьев. Эвритмия как христианское искусство      

Первоначальный импульс и сущность эвритмического

Созданная Рудольфом Штайнером в начале XX столетия эвритмия является самым молодым ис­кусством. Со времени своего возникновения она неразрывно связана с Антропософией. Обсуждая сего­дня направления её дальнейшего развития, говорят о «старой», «новой», «классической», «современ­ной», «консервативной», «прогрессивной» эвритмии. Сергей Прокофьев в своей статье показывает первоначальный духовный импульс эвритмии и выступает против произвольного понимания эвритми­ческого.

Для правомерного рассмотрения эвритмии, не­обходимо осознать её происхождение и историю возникновения, ибо есть только одна эвритмия, ос­нованная в начале прошлого столетия Рудольфом Штайнером при содействии Марии Штайнер. Она возникла непосредственно из связи с духовным миром и наделена определенными условиями, це­лями и задачами. Поэтому серьёзное отношение к духовному миру является жизненным условием ка­ждой эвритмической работы.

 

Изначально культовая форма

Для истории возникновения эвритмии важно, что с самого начала она основывалась в культовой форме. Читая в 1908 году в Гамбурге цикл лекций об Евангелии от Иоанна, Рудольф Штайнер обратился к Маргарите Волошиной с вопросом: «Могли бы Вы это станцевать?» - подразумевался пролог Еванге­лия от Иоанна. Волошина в тот момент была не в состоянии дать ответ. Осенью того же года Рудольф Штайнер вновь обратился к ней с тем же вопросом. И вновь не последовало ответа. Поэтому, начиная с 1912 года, эвритмия должна была пойти другим пу­тём. Юная Лори Смит искала профессию, и Ру­дольф Штайнер предложил ей получить образова­ние в новом, ещё развивающемся искусстве движе­ния - эвритмии.

На Пасху 1924 года, продолжая «эзотерическую линию» Рождественского собрания, Рудольф Штайнер обратился к первоначальному культовому направлению эвритмии вновь, но на сей раз не в связи с Евангелиями, а исходя непосредственно из Антропософии, через эвритмическую проработку Медитации Камня Основы (за которой позже по­следовала Имагинация Михаила).

Указание на культовое направление эвритмии ни в коем случае не означает, что с этого момента мы имеем дело с двумя видами эвритмии. Эвритмия является единой, она остаётся верна себе самой, её сущность в различных формах проявления со­храняется. Потому что она происходит не из физи­ческого мира и не из человеческой души, а из сил эфирного мира, насколько они действенны в чело­веческом эфирном теле.

Эвритмия и второе пришествие Христа в эфирном

Это главное свойство эвритмии состоит в непо­средственной связи с центральным духовным со­бытием нашего времени. Ибо в ограниченном зем­ном эфирном мире, из которого эвритмия черпает свои импульсы, совершается в наше время эфир­ное пришествие Христа. Знаменательно, что Ру­дольф Штайнер задавал упомянутые вопросы Во­лошиной во время прочтения цикла лекций об Евангелии от Иоанна, в конце которого он впервые пророчески говорит о возможности будущего при­шествия Христа. То, о чём в 1908 году можно было говорить только в форме предположения, через год было уже мировым историческим фактом: с января последующего 1910 года Рудольф Штайнер воз­вестил об эфирном пришествии Христа.

Годом позже он обнаруживает связь между по­вторным явлением и единственным в своём роде эфирным телом Христиана Розенкрейца. Его эфирное тело, начиная с XX столетия, должно при­обрести силу, чтобы за границами тайной школы розенкрейцеров действовать на всё человечество, так что бы люди под влиянием этого эфирного тела смогли пережить явление Христа в эфирном теле.

Всё это принадлежит к духовной предыстории эвритмии. Её фактическое основание произошло в 1912 году, параллельно с прочтением в Базеле цикла лекций об Евангелии от Марка. Центром этих лекций было рассмотрение космического импульса Христа, который, как обновляющий мир импульс, отклоняет всякое ариманическое вторжение. Куль­минацией предпоследней лекции этого цикла, про­читанной 23 сентября 1912 года, становятся слова о «молодом космическом импульсе», связавшем благодаря Мистерии Голгофы себя с Землёй.

Из этого «нового космического импульса эволю­ции Земли», «ускользнувшего» в Страстную пятни­цу из рук ариманических палачей и приветство­вавшего в пасхальное утро трех женщин у фоба, в сентябрьские дни 1912 года была основана эврит­мия. И как на Повороте времён были женщины, ко­торые первыми видели Воскресшего, так и здесь были снова женщины, воспринявшие импульс эв­ритмии и содействовавшие его развитию. Непо­средственно связанная с этим молодым космиче­ским импульсом, имеющим эфирное начало, эв­ритмия является наиболее христианским искусст­вом современности.

Это позволяет нам не только почувствовать нашу духовную ответственность по отношению к этому младшему из искусств, но и понять нечто иное. В то время, когда возникла эвритмия, Рудольф Штайнер заметил однажды на то, что это новое искусство бу­дет стремиться завоевать Ариман. То есть, Ариман только того и ждёт, чтобы заполучить это искусство в свою власть. Для молодого, едва рождённого ис­кусства это означало бы дегенерацию, вплоть до самой смерти. (Незадолго до смерти Мария Савич была обеспокоена будущим эвритмии, она говорила Биретте Арден-Ханзен: «Эвритмия находится сей­час перед выбором: либо теснее примкнуть к тому, что дал Рудольф Штайнер, либо дегенерировать.»)

 

Самоотверженная деятельность Я

В «Очерке тайноведения» Рудольф Штайнер описывает, как ко времени древней Лемурии Лю­цифер овладел человеческим астральным телом, а на Атлантиде Ариман проник в его эфирное те­ло. Поэтому эвритмия, которая действует из эфирного тела, должна отвоевывать его у Аримана. Это должно происходить благодаря созна­тельной активности Я эвритмиста.

Эвритмическое искусство развивается прежде всего из диалога человеческого Я с космическими эфирными силами, в которых действуют Иерар­хии. Своим Я-сознанием эвритмист переживает эти силы в своём эфирном теле, чтобы затем с помощью физического тела, которое через осно­вательные упражнения сформировано до надле­жащего инструмента, сделать их видимыми. По­этому эвритмия живёт одновременно в двух ми­рах: для человеческих глаз она видима в физиче­ским пространстве, но в своей эфирной действи­тельности она воспринимается иерархическими существами, душами умерших и элементарными духами. Отсюда происходит её важная задача: строить мост между обоими мирами для того, чтобы привести людей к пробуждению в эфирном.

Таким образом, сущность эвритмического ис­кусства находится не в физическом, а в эфирном мире. Как в музыке духовный подъём и укрепле­ние души проистекают не от движений воздуха, но от эфирных сил, которые используют воздух только как средство, как в живописи художественное переживание происходит не через физическую субстанцию красок, но благодаря действующим через них формообразующим эфирным силам, так в ещё большей степени не видимые жесты тела, но открывающиеся в них движения эфирного яв­ляются сущностью эвритмического искусства.

То же самое относится и к душевному элемен­ту. Душа человека с её субъективными ощуще­ниями играет в эвритмии хотя и важную, но всё же подсобную роль. Как физическое тело с одной стороны, так душа с другой стороны - оба служат объективно-эфирному. Это может быть достигну­то только через самоотверженную деятельность Я эвритмиста. Я осознаёт силы эфирного тела и по его образцу строит астральное тело так, чтобы оно тоже способствовало развитию этих сил. Дру­гими словами: Я должно подготавливать в душе (астральном теле) внутреннее пространство для свободного развития эфирных сил. Это предпола­гает дальнейшее очищение собственно души, которое в конце концов должно привести к тому, что весь человек через язык и музыку может придти к откровению. В этих силах катарсиса, которые во время эвритмического представления действуют и на зрителя, лежит исцеляющая задача эвритмии.

 

Достижение объективности в эфирном

Первый шаг к исполнению этой задачи лежит в достижении объективности эфирного в эвритмии, благодаря чему станет возможным то, что Ру­дольф Штайнер считал идеалом. Он приводил та­кой пример: «Если одну и ту же сонату играют два пианиста непосредственно один за другим, то слышно, что они привносят в неё только малую долю своего субъективного понимания. Так же и в эвритмии: когда одна и та же вещь, одно и то же стихотворение представлено двумя исполнителя­ми или двумя группами, тогда то, что привносится через индивидуальное, различается не более, чем трактовка двумя пианистами одной и той же сонаты Бетховена». (Р. Штайнер «Эвритмия - от­кровение говорящей души», GA 277, 4 апреля 1920 г.)

Без этого пути душевного катарсиса эвритмия невозможна. Иначе: либо отсутствует поддержи­вающий элемент души, и эвритмическое движе­ние скатывается из эфирного вниз, в физическое, поскольку оно недостаточно несомо во внутрен­нем человека; либо неочищенное астральное своими страстями, желаниями и эгоизмом иска­жает (часто незаметно) первоначальную чистоту и космические закономерности эфирных сил. Вме­сто того, чтобы занять подобающее им простран­ство для развития, они вытесняются неконтролируемой астральностью человека.

Не к бедности ощущений стремится эвритмия, а к новой глубине и прозрачной чистоте чувства, сообразно мировым закономерностям эфирного. Это чувство будет затем без принуждения, только из себя самого следовать истинному, прекрасному и доброму. В этом лежит огромная педагогическая задача эвритмии.

 

Опасности: самопредставление или только физическое движение

Из сказанного выше выявляются две опасности для эвритмии, которые возникают тогда, когда нет свободного разговора между Я и эфирным телом. С одной стороны, может проявиться тенденция, когда вместо того, чтобы эвритмическое движение проводилось через Я, оно приносится неконтро­лируемым волнующимся астральным, с другой стороны, оно может перебраться из эфирного в физическое. В первом случае эвритмия станет не­ким видом характерного танца, который хотя и ис­пользует эвритмические элементы, но в нём из­вращён чисто эфирный элемент из-за неочищен­ного астрального. В этом случае человек выска­зывает то, что он сам ощущает, и стремится выразить своё субъективное ощущение. Из такой ус­тановки проистекают всякого рода самопредстав­ления.

Вторая опасность состоит в переносе эвритми-ческого подхода в физическое. Есть люди, пла­стически очень одарённые от природы, которые без устали и напряжения выучивают эвритмиче­ские жесты, не понимая, однако, эфирного нача­ла. Не замечая этого, они могут «заменить» его чисто физической подвижностью. Тогда возникает обманчивый образ фотографического подобия эвритмии, который истинной эвритмией не явля­ется. Это можно пояснить на одном примере.

В книге «Как достигнуть познания высших ми­ров?» Рудольф Штайнер описывает упражнение с двумя семенами: одним настоящим, а другим искусственным, которые нельзя различить не только простым глазом, но и через микроскоп. Невиди­мое различие состоит лишь в том, что одно зерно содержит эфирную силу и поэтому окружено ау­рой, которой нет у другого. Если же оба зерна по­ложить в землю, различие будет очень скоро за­метно: лишь одно семя начнёт прорастать и при­несёт плоды. Что касается эвритмии, то к её важнейшим плодам принадлежит то, что она откры­вает людям доступ к эфирным силам космоса, че­го не происходит, если зрителям представляется подходящий суррогат эвритмии.

«Телесная эвритмия» выступает сегодня как один из видов современного балета, а «эвритмия-самопредставление» подобна многим другим танцевальным формам. Такие формы искусства час­то вызывают восторг, ибо идут навстречу вкусу и привычкам сегодняшней публики, они гораздо по­нятнее и легче находят у неё признание.

То, что в этой области могут быть представле­ны большие, достойные восхищения художест­венные достижения, показывают успехи классиче­ского балета и отдельных гениальных танцовщи­ков, работающих в области характерного танца, таких, как легендарная Айседора Дункан или Исмаэль Иво и другие. Однако оба эти вида искусст­ва движения идут в другом направлении. Они имеют собственные, вполне полноправные, цели. Но тот, кто хочет работать в этих направлениях, не может называть себя «эвритмистом».

 

Ничего произвольного, лишь закономерное

По этой причине Рудольф Штайнер неустанно подчёркивал самобытность эвритмии: «Я прошу вас принять во внимание, что эвритмическое ис­кусство - не мистическое искусство, не пантомима, не искусство жестов, что она ничего общего не имеет с обычным искусством танца. Во всех этих формах искусства через непосредственные жесты или движение выражается то, что живёт в душе. Эвритмия же подобна самой музыке. В движении заключено не нечто произвольное; в отдельном движении и в последовательности движений лежит нечто закономерное». (17 августа 1919 г.) В наше время индивидуализма, когда каждый предпочита­ет выражать только себя самого, человеку тяжело даётся переживание объективности. Из этого сле­дует, что эвритмия с самого начала не может рас­считывать на лёгкий успех у публики - также и по­тому, что предполагается подготовка или даже оп­ределенное обучение публики для того, чтобы при­нять её.

 

Духовный образ эвритмии

Решив стать эвритмистом, человек внутренне ставит себя перед скульптурной группой «Предста­вителя человечества» между люциферическими и ариманическими силами (даже если он их не всегда осознаёт). В контексте сказанного «Представитель человечества» является образом того, что хочет вступить сегодня из эфирного мира в человеческое эфирное тело, чтобы быть воспринято и далее раз­вито человеческим Я. Эта работа с силами эфирно­го происходит затем в двух направлениях: в аст­ральном теле и в физическом теле. Когда это про­исходит, то люциферические силы изгоняются из очищенного астрального тела, а ариманические должны также отступить, так что через физическое тело могут быть видимы чистые закономерности эфирного. При сдвиге связанной с эвритмией сре­динной сферы вверх или вниз прекращается диалог между Я и эфирным телом и возникает либо люциферически окрашенный душевный, либо аримани-чески окрашенный физический род движения.

Ещё более роковым и губительным становится для эвритмии, если оба эти направления соединя­ются между собой и, в окружении чисто эфирного, душевные стремления и эмоции выражаются непо­средственно в физическом теле, используя при этом для чуждых целей весь инструментарий эвритмических жестов, форм и движений. Такое негативное развитие, впечатляюще представленное на левой стороне скульптурной группы, лишило бы эвритмию её христианского характера и её культурообразующей задачи в сегодняшнем мире.

Эвритмия в своей изначальной сущности являет­ся духовным искусством, которое находит своё аде­кватное выражение в эфирном. Она исходит из того, что «всё, что чувственно проявлено во внешнем ми­ре, берет своё начало в духовном. Духовное может быть представлено только через человеческий организм. И это представление воспринятого духовно­го через человеческий организм, то есть через проявление воли, есть эвритмия». (Р.Штайнер, из выступления 26 марта 1922 г.) Такое отношение к жес­ту для современного человека ещё непонятно и чу­ждо. Поэтому самой эвритмии и ещё более её представителям в мире требуется поистине михаилическое мужество.

Сергей Прокофьев
Das Goetheanum №23-24/2003
Перевод с нем. А.Л.

 

А ведь эта дисциплина разработана для садов, допущена Министерством образования Российской Федерации и она очень красиво расписана для чиновников, которые далее этой записюльки не будут вникать никуда.

http://lukoshko.org/berezka.shtml

 

Берёзка - для чиновников

Берёзка - для чиновников

Берёзка - для чиновников

Берёзка - для чиновников

 


 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это же просто ужас какой-то!

Да, Моисей.

Но вот вроде как этот ужас он не лежит на поверхности. И с первого взгляда вроде как очень даже замечательная педагогика. Родителям очень нравится, что с их детками занимаются и самое главное не только частным порядком, но и в заведениях, которые являются гарантом, стандартом - это группы при государственных садах.

Вот один из отзывов одной мамы такого детского сада:

http://otzovik.com/review_1605121.html

 

001 - отзыв

 

002 - отзыв

 

003 - отзыв

 

004 - отзыв

 

005 - отзыв

 

Там нет пострадавших. Всё очень даже замечательно. НО! В голове же у "садовниц", как они себя называют вместо воспитательниц, оккультная составляющая, оккультное мировоззрение.

Даже когда один из преподавателей Самарской вальдорфской школы пришел в Московский Городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, то его наводящие вопросы, которые вошли в кадр, очень попахивают его мировоззрением. И ничего тут не поделаешь: ты там, где твоё сердце.

 

 

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наткнулась в интернете сегодня на один сюжет о вальдорфской школе Пинского.
Вот по сюжетам - это прям идилия, и верх мечтаний...а если посмотреть на начинку, то гниль..
Но вот как человеку неискушенному понять, что же такое вальдорфская педагогика, если большинство населения нашей страны хоть и крещёные, но верят в карму, реинкарнацию, Шиву, Будду, Кришну.... но не в Христа и не думают о спасении...

А вот он - репортаж:

 

 

И смотрю я этот репортаж... и думаю... а может быть мы вообще зря затеялись "бить тревогу" в министерство образования?
Если честно, то так сложно вот по таким сюжетам отделить пшено от плевел...

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще в России становится распространенным среди молодого женского населения оккультная и ньюэйджевская тематика и как следствие развитие частных детских садов с использованием различных духовных практик и философий. Вальдорфская школа это оформленный образовательный институт используемый за рубежом если отбросить ряд оккультных практик в виде детских занятий, то можно найти и положительные зерна, но к сожалению муха портит мироварню...

Есть так же и другие системы втягивающие молодых женщин в сектантско-оккультную среду например занятия "Йога для беременных" такой лайтовый стартап для подготовки мировоззрения молодой женщины в особо чувствительный и психологически уязвимый период.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Печально, что ВП уже свои ноги запустила в госструктуры.

Есть у них такой "замечательный" автор Загвоздкин В. К.

http://www.rudolf-steiner.ru/50000130/1426.html

 

А он является старшим преподавателем факультета "Психология образования" - научным сотрудником Института теории и истории педагогики РАО, доцент кафедры Психологии развития МПГУ, преподаватель вальдорфского семинара при Московком центре вальдорфской педагогики, антропософ.

 

А это значит он будет популяризировать в гос. учреждениях, где работает свои  штайнеровские оккультные бредни.

И никто с этим ничего, как я понимаю, не делает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр, добрый день!
Всё что хорошее я нашла в вальдорфской педагогике - это то что у них организация занятий, праздников, ритма дня - это всё я прошла в советском детском саду. Это было. И это было хорошо и грамотно. Мы и материли и играли и пели и занимались - это всё было. И любимая нянечка и воспитатель были.

Новое и возможно неплохое - это разновозрастная группа как в многодетной семье, где старшие помогают младшим. Но опять же хорошо ли это для сада? Может быть на психику благотворно воздействует только семья в таком составе? Это вопросы к психологам.

 

Что там странного, то что прививается западная культура.

В брошюрах для чиновников заявляется, что

…праздники с детьми в вальдорфском детском саду – это всегда особые события. Они не только дают детям возможность пережить нечто чудесное, выходящее за рамки повседневной жизни, не только приобщают их к культурному наследию народа, но и являются средством морального воспитания, передачи ценностей

 

Мой вопрос: Чьих ценностей? Какой страны? Какого народа? В методичке написано всё хорошо, а на деле продвигается отношение к праздникам потребительское и на основе западной культуры.


 

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот интересно. Вальдорфцы пролезли в гос. структуры. Есть в стране не только частные садики, но и гос. садики, гос. школы (это значит, что содержит их, в основном, государство). Так вот, если брать методичку по работе вальдорфских педагогов, то там указывается, что при выборе и праздновании праздников (тавтология получилась), ну не суть... они ориентируются на традиции страны, народа, культуры. Почитав описания к праздникам и посмотрев фотографии, если честно, то я не поняла: какого именно народа и какой страны?
А то что пишут антропософы про Рождество, то это, мало сказать оккультятина, это полный бред.

 

Вот пояснение одной форумчанке:

Здравствуйте Екатерина! Поздравляю Вас с праздниками Богоявления и православного Рождества!
Я думаю, что пришло время, наконец, дать антропософское объяснение смысла Рождественских праздников. Я подчеркиваю, именно антропософское, т.к. форум все-таки антропософский. Если у кого-то (например, у Славика) есть другое, не антропософское мнение по этому поводу (например, связанное с «Посланием Грааля» Абд-ру-шина или с Крайоном, или еще какое), то пусть он это обсуждает на других форумах.
Из антропософии Вам должно быть известно, что Христа часто называют «Солнечной Сущностью», поэтому все христианские праздники так или иначе связаны с Солнцем. Зимнее солнцестояние, (самый короткий день и самая короткая ночь) приходится на 21-22 декабря в зависимости от года. Это самое темное и безнадежное время года, в своих сообщениях Вы хорошо описали физическое и душевно-духовное состояние человека в этот период. Ночь начинает реально укорачиваться с 24-25 декабря. В человеческой душе возникает надежда, что все не так безнадежно, что весна неизбежна, хотя на дворе стоят трескучие морозы и впереди еще два месяца зимы. Именно в это время, в полночь с 24 на 25 декабря в Вифлееме родился младенец Иисус, описанный в начале Евангелия от Луки. В антропософии его называют Нафановским Иисусом. Как сказано в «Медитации Камня Основы»:

На Повороте Времен
Вступил свет мирового Духа
В земного существа поток;
Ночи тьма
Была преодолена,
Ясный свет дня воссиял в человеческих душах:…

Другой младенец — Соломоновский Иисус, являвшийся воплощением Заратустры, он описан в начале в Евангелия от Матфея, родился на полгода раньше.
Мне здесь не хочется подробно излагать учение о двух Иисусах, для Вас будет гораздо полезнее, если Вы сами прочитаете о них в циклах Р.Штайнера «Евангелие от Луки» и «Евангелие от Матфея» GA№114 и 123. Эти циклы изданы на русском языке и должны быть для Вас доступны. Если Вы не найдете их, сообщите на Форуме и я Вам их перешлю в электронном виде по е-мейлу.
В двенадцатилетнем возрасте Соломоновский Иисус умирает и его Я переходит в Нафановского Иисуса, которого с этого момента принято называть Иисусом из Назарета. В возрасте 30 лет, Иисус из Назарета принимает крещение на Иордане от Иоанна Крестителя и в него входит Сущность Христа, Сына Божия. Происходит это 6 января, это и есть праздник Крещения или Богоявления. С этого момента Иисус из Назарета превращается в Бого-человека — Христа Иисуса.
Происходит великое, единственное в своем роде космическое событие, второе лицо Троицы, Бог Сын воплощается в человеческом теле. Хотя это тело специально подготовлено (для этого и были нужны два Иисуса), тем не менее, это было человеческое тело.
На самом деле между двумя праздниками Рождеством и Крещением проходит целых 30 лет. Интересно отметить такой астрономический факт. Вы должны знать, что Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, и 6 января Земля проходит через перигелий, т.е. точку своей орбиты ближе всего лежащую к Солнцу. Если дата зимнего солнцестояния (связанная с Рождеством) доступна непосредственному наблюдению (экзотерична), то дата перигелия (Крещения) непосредственными наблюдениями за продолжительностью дня определено быть не может, для его определения надо достаточно много знать. Т.е. праздник Крещения является эзотеричным, скрытым от непосвященных.
С Рождеством и Крещением связано другое важное обстоятельство. Это 12 Священных Дней или 13 Священных Ночей, в период с 25 декабря по 6 января. Можно сказать, что те космические силы, которые поочередно управляют ходом года в течение его 12 месяцев, один раз в году, в указанный период, действуют так, что эти дни становятся по своему духовному содержанию как бы концентрированным отображением духовных сил, формирующих из макрокосмоса весь годичный кругооборот. Словно великие космические врата открываются в это время года на Небе. И одновременно с воссиянием духовного Солнца во тьме зимней ночи перед человеком каждый год открывается возможность единственного в своем роде прозрения в иерархический космос, в мировую деятельность ведущих нашу Землю высших иерархий. В это время, например, в земную сферу спускаются все человеческие души, которые должны родиться в течение всего следующего года…
Для современного человека очень важно найти путь к пониманию всего духовного значения Эпифании (Богоявления, т.е. праздника Крещения), как праздника сверхчувственного рождения Христа, в отличие от Рождества как праздника земного рождения человека — Нафановского Иисуса, будущего Иисуса из Назарета. Ибо с действительным пониманием мистерии Богоявления связана в значительной мере возможность постепенного преодоления охватившего ныне все человечество материализма, еще считающегося с земным рождением Иисуса, но не желающего ничего знать о сверхчувственном рождении в нем Христа при Крещении на Иордане.

В заключение скажу несколько слов о солнечной Сущности Христа, как она понимается в современной духовной науке — антропософии.
Согласно христианско-розенкрейцерской эзотерике Христос как Сын Божий и Творческий Логос Вселенной, нисходит в наш космос, видимым выражением которого является Солнечная система, через духовные врата Солнца. Рассматривая этот процесс нисхождения с временной точки зрения, можно сказать, что Христос соединяется с Солнцем до его (Солнца) отделения от Земли, то есть еще до сотворения человека, как оно описано в начале Библии. Позднее, уже после отделения Солнца от Земли, Христос продолжает действовать из солнечной сферы как высший Руководитель всех обитающих в ней существ (солнечных иерархий). Из этой солнечной сферы Он в течение последующих эпох воздействует на все земное развитие, а затем в начале нашего летоисчисления (на «Повороте Времен»), для спасения земного человечества нисходит на Землю, воплотившись при Крещении на Иордане в человека Иисуса из Назарета. Поэтому с земной точки зрения Христос, в Его отношении к Земле и человечеству, может быть также охарактеризован как Высший (Великий) Солнечный Дух или как Правитель духовного Солнца. Эта тайна связи Христа с Солнцем была хорошо известна еще в первые века христианства. В дальнейшем знание о ней было полностью утрачено и продолжало жить лишь во многих, правда большинством христиан уже не понимаемых, символических изображениях. Так, например, в католическом богослужении гостия часто помещалась в середину изображения сияющего Солнца; или образ Солнца помещался в центр креста, венчающего главу православного собора, свидетельствуя о том, что некогда на кресте был распят Бог, пришедший с Солнца и несший в Себе его духовную сущность.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжение обсуждения праздника Рождества Христова:

Екатерина, приношу свои извинения с запоздавшим ответом. Если бы не Ваше письмо, я бы и не заметил Ваше короткое сообщение, в груде мусора оставленного Славиком. Но хватит о нем…

Начну с Вашего последнего вопроса:
 

Цитата
Интересно, почему именно сейчас, когда они (рождественские праздники) уже позади?


Именно потому, что в течение 12 Священных Дней надо особенно интенсивно заниматься определенными медитациями и другими антропософскими упражнениями и совсем не остается времени для занятия форумами и подобными делами. Сейчас, когда эти дни прошли, появились маленькие промежутки свободного времени, которые можно посвятить нашему форуму.
 

Цитата
Только почему в таком случае Штайнер и Хорнеман делают такой акцент на необходимости нового понимания именно праздника Рождества, а не Крещения?


Праздник Рождества — это праздник рождения такого человеческого тела, в котором в итоге смогла полностью воплотиться Сущность Христа. Это событие произошло тогда в первый раз, но не в последний. У каждого из нас есть некоторая надежда сделать свои телесные оболочки такими, чтобы Христос смог поселиться в них. «Не я, но Христос во мне» — говорил апостол Павел, это то, к чему должен стремиться каждый из нас. Праздник Крещения для каждого из нас возможен только после того, как произошло правильное Рождество. Поэтому для отдельного человека чрезвычайно важно не просто теоретическое понимание смысла Рождества, но практические шаги, направленные на реализацию этого праздника именно в себе, если не сейчас, так хотя бы в следующих инкарнациях. Но первые шаги надо сделать именно сейчас! Тогда и наше Крещение наступит не через 30 инкарнации, а в достаточно обозримом будущем.
Предвидя возможные возражения, сразу отмечу существенную разницу между «Христом во мне» и Христом Иисусом. При Крещении Иисуса из Назарета, его Я покинуло его оболочки и уступило место Сущности Христа. В случае «Христос во мне», человеческое Я обнаруживает божественную Сущность Христа в себе самом. Для этого Я должно интенсивно работать над своими телесными оболочками, перерабатывая и облагораживая их до такой степени, чтобы они перестали быть препятствиями для выявления той божественной Сущности, которая изначально находится в каждом из нас.
 

Цитата
Еще в связи с Рождеством не понятно, почему отмечается только рождение Нафановского Иисуса, а Соломоновского нет? Ведь именно Я последнего будет действовать в Нафановском мальчике. И еще не понимаю, почему обязательно нужно было 2 мальчика? Почему изначально нельзя было иметь Я Соломоновского Иисуса соответствующее тело? Хотя, видимо, мне нужно сначала поподробнее познакомиться с этой историей о двух Иисусах.


Рождение Соломоновского Иисуса отмечается в Иоаннов день в связи с летним солнцестоянием. Почему нужно было 2 мальчика и т.д., ответы на эти вопросы Вы найдете в предложенных Вам книгах.
 

Цитата
Можете поподробнее об этом рассказать? Какое влияние на Землю и человечество нес с собой Христос? От чего нужно было спасать человечество? Современная церковь говорит, что от греха, что Иисус Христос был распят, чтобы взять все наши грехи на себя. Но, по-моему, это чушь. Ведь есть непреложный закон кармы, и каждый человек сам отвечает за свои деяния.

Ответам на эти вопросы посвящены большинство из 365 томов полного собрания сочинений Р. Штайнера. Как Вы понимаете в короткой заметке дать исчерпывающий ответ на них невозможно. Сначала прочтите основные христологические труды Штайнера и многие вопросы отпадут, зато появятся новые. Вам покажется, что Вы нашли в них противоречащие друг другу утверждения. При дальнейшем углублении в материал Вы начнете постепенно понимать, что эти «противоречия» связаны с Вашим неполным пониманием, во-первых, и с трудностями перевода ясновидческой информации на обычный человеческий язык, во-вторых. Если Вы где-то встретите стройное, логически непротиворечивое изложение христологии, отвечающее на все вопросы, то можете быть уверены, что оно неправильное. Шутка! smile.gifsmile.gifsmile.gif
Рекомендую прочитать следующие циклы Штайнера по христологии:
Евангелие от Иоанна GA103
Апокалипсис Иоанна GA104
Евангелие от Марка GA124
Пятое Евангелие GA148
Многое станет более понятно.
Удачи Вам и ясного сознания!

 

Цитата
Рождение Соломоновского Иисуса отмечается в Иоаннов день в связи с летним солнцестоянием.

Опа... вот это да... я даже как-то не задумывалась над этим. Мы всё больше рассматривали все эти 4 праздника в связи с природными и "духовно-человеческими" циклами. Но ведь действительно - Иоаннов день, "Иоанн - несущий свое Я"!!

Да... пришла пора основательно взяться за разрешение этих загадок, к тому же это одна из задач, поставленных мной на этот год.
Спасибо огромное за подсказки и советы.

P.S. Действительно, выходит, что Рождество можно рассматривать как праздник надежды, надежды на Крещение. smile.gif

 

Цитата

С Рождеством и Крещением связано другое важное обстоятельство. Это 12 Священных Дней или 13 Священных Ночей, в период с 25 декабря по 6 января

 

Двенадцать священных ночей

 

1-я - с 24 на 25 декабря. - Время, когда сознание растений соединяется с сознанием минералов.

2-я - с 25 на 26 декабря. - Время круга 12 архангелов, из которых каждый является представителем одного из 12 аспектов Христа и посреди которых в это время находится Христос.

3-я - с 26 на 27 декабря. – Время познания связанности людей и человечества, так сказать, круга людей.

4-я - с 27 на 28 декабря. - Время, когда души людей могут больше понять друг друга и подойти друг к другу. Это время любви.

5-я - с 28 на 29 декабря. - Сны этого времени носят более социальный характер.

6-я - с 29 на 30 декабря. - Время, когда 9 обетований блаженства в Нагорной проповеди могут оказаться весьма действенными и представляют 9 Христовых импульсов.

7-я - с 30 на 31 декабря. - Время, когда добрые мысли, чувства, слова и деяния особенно действенны.

8-я - с 31 декабря на 1 января. - Самое светлое время духовного Солнца, а также время, когда легче всего упражняться в познании людей и самого себя.

9-я - с 1 на 2 января. - Время, когда можно направить карму во всех отношениях на новые пути.

10-я - с 2 на 3 января. - Время, когда человеческое подсознание и всё то, что обыкновенно скрыто под маской, особенно легко может быть поднято в свет дневного сознания и познано во всех истинных аспектах.

11-я - с 3 на 4 января. – В обычное время одно только я человека благодаря воздействию ангела-хранителя выражает стремление человека к добру, но астральное тело при этом автоматически следует старым (дурным) привычкам. Но на Рождество особенно важно, чтобы не только человеческое я, но также и астральное тело обрело склонность обратиться к добру. Это возможно благодаря воздействию круга архангелов во главе со Христом посреди них.

12-я - с 4 на 5 января. – Время умерших, ибо тогда особенно легко вступить с ними в контакт, поддержать их добрыми мыслями и чувствами.

(13-я ночь, с 5-го на 6-е января, завершает и объединяет переживания всех предшествовавших 12-ти ночей).
(Предположительно это разъяснение восходит к В.А. Томбергу).

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Будет полезно создать небольшую брошюрку с названием, "Краткое описание религиозных представлений Вальдорфской педагогики"... Предлагаю Вам Лера это сделать.... 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот. Очень "русский, древний" праздник.
Адвент. Вот что это?
 

Цитата
Что такое Адвентская спираль? Впервые сталкиваюсь с этим термином.
 
У нас это происходило следующим образом. В лесу на небольшой поляне была выложена большая спираль из еловых веток. Кое-где на ветках были закреплены подставки для свечей, а в центре спирали горела большая свеча - источник огня. Человека, проходившего по этой спирали, вел ангел (взрослый человек, играющий ангела). Этот человек должен был "найти" огонь - "Божью искру" - и зажечь от него свою свечку - свой огонь (детям помогает ангел зажечь свечу). После этого начинался путь назад (инкарнация человека на Земле). В одном из мест человек оставляет свою свечу (свои "следы") на спирали, а взамен получает дар (был на приготовленных подставках) и... рождается на Земле smile.gif

И в течение всего этого действа звучит рождественская музыка. smile.gif

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Будет полезно создать небольшую брошюрку с названием, "Краткое описание религиозных представлений Вальдорфской педагогики"... Предлагаю Вам Лера это сделать.... 

Саша, никогда подобных брошюр не писала...

Но подумать на эту тему надо. Хорошая идея!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь это "счастье" в виде Вальдорфской педагогики ждет Донецк.

Очень благодатная почва....
Вот кого там нужно предупредить, что бы на пушечный выстрел не подпускали?!

 

ВП в Донецк!

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как вальдорфские школы появились в России?

Конец 80.

Первые вальдорфские импульсы начали приходить к нам в самом конце 80-х годов. Это были переломные годы между перестройкой Горбачева и началом реформ Ельцина.

Был создан знаменитый «ВНИК Днепрова» (Днепров стал в 1990 году министром образования России). В лоне ВНИКа была разработана новая Концепция общеобразовательной школы; в декабре 1988 года состоялся Всесоюзный съезд учителей, поддержавший Концепцию и линию реформирования школы в целом. Тогдашние разработки затем составили основу принятого в 1992 году российского закона «Об образовании», до сих пор считающегося одним из самых демократичных и либеральных национальных образовательных актов.

В этом контексте конца 80-х годов начали открываться границы, и возникла возможность непосредственного реального освоения альтернативных зарубежных педагогических систем.

В самом начале 1989 года в Москве был образован общественно-педагогический клуб «Аристотель», ориентированный на освоение и реализацию вальдорфской педагогики. Здесь началась подготовка к открытию детсадовской группы; по сути, создавался первый в России вальдорфский детский сад.

Важным компонентом «Аристотеля» оказался лекторий. Это было место, куда приходили многие люди, где они впервые знакомились с вальдорфской педагогикой. Тогда в Москву зачастили самые разные зарубежные вальдорфские учителя — из Дании и Швеции, из Германии и Финляндии. Они, в основном, и выступали с лекциями.

В конце 1989 года начала прорабатываться идея о работе уже не только в форме разовых лекций с постоянно меняющейся аудиторией, но о некоем более регулярном курсе. Он был подготовлен и проведен (под названием «Про-семинар»), — в основном, силами датских и шведских вальдорфских учителей, — в марте — мае 1990 года.

 

Начало 90-х.

Московский вальдорфский учительский Семинар был первоначально институционализирован в рамках российского Открытого университета (ректор – Б.М.Бим-Бад). Открытие Семинара состоялось в конце сентября 1990 года. Во внутреннем смысле Семинар был развитием, последующей метаморфозой лектория в «Аристотеле» и вышеупомянутого Про-семинара: ядро его студенческого состава пришло именно оттуда. Все два года Семинар работал в «Аристотеле», его руководителем стал редактор этого тома. В построении Семинара активно и плодотворно участвовал Владимир Загвоздкин. Третий из составителей этой книги, Сергей Ловягин, занимался в составе первой студенческой группы.

Семинар с самого начала повел и активную внешнюю работу. Уже в ноябре 1990 года был проведен недельный вводный курс, в котором приняло участие много иногородних учителей. В дальнейшем эти курсы стали практически традиционными (на их основе был создан активно работающий до сих пор так называемый «Периодический семинар»). Многие участники подобных курсов затем основывали вальдорфские инициативы и, далее, школы в разных городах России. Иногда преподаватели московского Семинара выступали в МГУ и в иных аудиториях.

Зимой 1990-91 были организованы два больших курса по детсадовской вальдорфской педагогике. На этой основе затем, осенью 91 года, был открыт Детсадовский семинар (под руководством Регины Хёк и Питера Ланга, «Международное объединение вальдорфских детских садов», ФРГ). В конце 1991 года был основан Московский центр вальдорфской педагогики. Цель состояла в том, чтобы создать некий целостный комплекс, включающий в себя два учебных семинара (учительский и детсадовский), а также издательство, и нацеленный на скорейшее создание вальдорфской школы.

В это же время создавался Петербургский вальдорфский семинар. Вальдорфские инициативы, а также детсадовские группы, возникали в Жуковском, Казани, Красноярске, Набережных Челнах, Рязани, Самаре, Ярославле и др.

Осенью 1991 года представителей вальдорфской педагогики очень тепло принимали в российском парламенте, летом 1992 года — в Белом зале московской мэрии. Вальдорфский симпозиум осенью 92 года собрал 700 человек в роскошных залах бывшей цековской Академии общественных наук, где многие высокопоставленные представители тогдашнего парламентского Комитета по образованию, Минобразования, Московского департамента образования выражали самое позитивное и заинтересованное отношение к вальдорфской педагогике. Я помню, как тогда был потрясен, буквально до слез, один старый немец-архитектор, полвека проработавший в сфере строительства вальдорфских школ: «У нас, в Германии, мы постоянно сталкивались с противодействием государства, а здесь я вдруг вижу нечто абсолютно иное. Невероятно! (undenkbar!)».

 

Первые основания школ.

Создание школы в Москве стало главной задачей московской группы в конце 91-начале 92 гг. Эта цель была достигнута. Московская Свободная вальдорфская школа была открыта как негосударственное образовательное учреждение — 1 сентября 1992 года (4 класса, 2 детсадовских группы). Большую помощь в создании школы оказал московский департамент образования.

Тогда же, в 1990 — 92 годы, были основаны школы в Жуковском, Казани, Петербурге, Рязани, Самаре, Ярославле и др. городах, расширялась география детсадовских групп. В 1992 году открылся Петербургский вальдорфский учительский семинар (под руководством Н.Петерсена).

Московской школе много помогли Г.Альтехаге (один из административных директоров немецкого «Союза вальдорфских школ») и Э.-М.Краних. Первая петербургская школа «На Крестовском острове» открылась при помощи Э.Шуберта. Петербургский вальдорфский педагогический центр «Искусство воспитания» (М.Фишбах) активно сотрудничал с коллегами из Швейцарии. Ярославской школе значительную поддержку оказали коллеги из шведской школы Св.Георгия (Йерна).

 

Но если бы не те, кто лобирует и не продвигает инициативы антропософии в жизнь, ничего такого, возможно не случилось и не случалось бы. Если бы во главе были бы патриоты своей страны, а не либералисты...

Вот что мне показалось интересным...
На форуме антропософов есть вот такая часть разговора, где упоминается Пинский А. А.

 

002КОПИЯ

 
Кто этот человек?

Это тот, кто был одним из тех, кто стоял у истоков реформирования образования в 2000г, кто консультировал вальдорфские школы, что бы программы писались корректно, без всяких "внутренних мировоззрений"...

ПИНСКИЙ А А ФОТО

 

ПИНСКИЙ А А

 

Экспертное заключение на "Примерную Образовательную программу для российских вальдорфских школ"

 

ПИНСКИЙ А А ШКОЛА

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

о. Андрей написал очень важную и нужную статью о ВП.

 

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovie-diakon-andrej-kuraev#n12

Вальдорфская педагогика: сделано в секте

У всех сект есть одна общая тактика: они считают, что никто не вправе высказывать суждения об их деятельности, не совпадающие с их самооценкой. При этом сектантская самоапология исходит из довольно-таки нагловатой посылки, что если много и упорно лгать, и при этом регулярно грозить судом своим оппонентам, то, мягко говоря, “пестрая” сектантская идеология рано или поздно предстанет таки в общественном сознании в белоснежно-непорочном виде.

Что именно секты хотят слышать о себе, а чего они слышать не желают – хорошо видно из моей дискуссии с г-ном А.Пинским, председателем правления Московского Центра вальдорфской педагогики.

Чтобы оккультную философию, которую на самом деле представляют “вальдорфцы”, легче и нескандальнее было насаждать в российских школах, они очень заботятся о своем имидже как чисто светской организации. Поэтому каждый раз, кка в прессе упоминают “вальдорфскую педагогику” в качестве религиозной доктрины, г.Пинский пишет протест.

Из этих писем видно, что сектатская совесть позволяет своим владельцам использовать любую ложь для конечного торжества своего правого дела.

У меня хранится уже довольно представительная подборка писем г. Пинского в разные средства массовой информации, позволившие себе сообщить нечто ему неприятное. И каждое письмо кончается напоминанием о “ст. 43, 44”. При этом г. Пинский готов отрицать очевидное и просто общеизвестное.

Например, А. Пинский возмущается – “Непонятно, почему в контексте обсуждения вальдорфских школ у А. Кураева всплыла тема, что Минкультуры учредило эвритмическую Академию. Сообщаю, что Академия эвритмии является независимой от вальдорфского движения организацией, и ее учреждение не имеет ничего общего с “насаждением вальдорфской педагогики”.

Речь идет о моем интервью газете “Москвичка” (27.10.94). В нем я высказал свое недоумение тем, что религиозная доктрина Р. Штейнера получает государственную поддержку и государственное финансирование в России. Я напомнил, что в 1992 г. Министерство культуры России учредило и начало финансировать Академию эвритмического искусства. Г-н Пинский уверяет, что “ничего общего” с “вальдорфской педагогикой” у эвритмии нет.

Я понимаю, что эта Академия административно не подчиняется г.Пинскому. Но отрицание того, что эвритмика есть составная часть вальдорфской педагогики – это уже прямая ложь. “Эвритмия – это искусство, которого прежде не сушествовало, и которое было основано Рудольфом Штейнером. Эвритмия – обязательный предмет в любой вальдорфской школе”. Ф. Карлгрен – современный руководитель международного движения вальдорфской педагогики. Что же это г.Пинский противоречит своему начальству?

Но главный вопрос не в этом. Вопрос в том, является ли “вальдорфская педагогика” религиозной доктриной.

А. Пинский, например, пишет, что идейная сторона антропософии “ничего общего” не имеет с движением теософов и никогднеа не был учеником Е. Блаватской. Но не станет же он отрицать, что первоначально Штейнер вообще полностью сливался с теософским оккультизмом. Или он был генеральным секретарем Германского теософского общества, не разделяя оккультной доктрины теософов? А быть теософом – не означает ли стать учеником основательницы теософского движения Е. Блаватской? Да, Штейнер вышел из теософского общества, когда А. Безант провозгласила Кришнамурти живым Христом-Майтрейей. Но это было рождение частной ереси внутри теософской “церкви”. И сама антропософия также не более чем ересь в рамках оккультизма. Вот как характеризует антропософию “ортодоксальная линия” теософии во главе с Е .Рерих: “И Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом”. Ученик Е. Рерих А. Клизовский поясняет, в чем была главная ошибка Штейнера: “К числу тайных, и, следовательно, более опасных врагов теософии принадлежит антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение антропософии, ни ее последователи не выступают открыто против теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее… Западный мир верит в то, что Христос – Единый Сын Единого Бога. Штейнер оставляет во всей силе и это заблуждение”.

Итак, раздор теософов и антропософов – это всего лишь внутрисемейный скандал. А. Пинский пишет, что “мы не занимаемся теологическими штудиями (в духе гностицизма, манихейства и т.п.)”. Это утверждение легко проверяемо. Основные черты гностицизма ясно сформулированы известным востоковедом В. К. Шохиным. 10 основных тезисов оккультного гностицизма, отличающие его от библейского мировоззрения, изложены им в книге “Брахманистская философия” (М., 1994, сс. 20-22). “Тайные доктрины” как Е. Блаватской, так и Е. Рерих и Р. Штейнера подчеркивают свое единомыслие с псевдохристианским гностицизмом начала нашей эры.

Еще один внутрисемейный скандал в стане неоязычников – это закрытие вальдорфских школ в нацистской Германии.

К сугубому неудовольствию г-на Пинского Международный христианский семинар “Тоталитарные секты в России (Москва, май 1994), в котором принимали участие представители 14 христианских Церквей из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р. Штейнера: “Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу “Вальдорфской педагогики”. Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государственную поддержку в России. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и в государственных школах вводящего преподавание по системе вальдорфской педагогики”.

Со стороны г.Пинского, конечно, последовал протест.

Так были ли нацистские нотки в идеологии штейнерианства? Р. Штейнер еще в 1915 году писал о себе как о “пророке миссии Германской расы”. Эрнст Блох в своей книге “Принцип надежды”, вошедшей в классическую библиотеку современной философии, пишет: “теософия не имеет ничего общего с христианской мистикой… “Солнечный Христос” Штейнера стал для новых язычников и “немецких христиан” богом природы нордического фашизма, позволившим объединить Иисуса с Зигфридом”.

Черты, роднящие Штейнера с германским нацизмом и история взаимоотношений вальдорфских школ и нацистского режима прослежены в статье голландского профессора Дж. Д. Имельмана “Waldorf-Education. An outdated combination of religion and education”.

Протестантский иссследователь вальдорфской педагогики Франко Рест отмечает, что “слишком часто эзотерики New-Age и штейнерианцы культивируют устаревшие мифы, как будто бы культ германца не сосуществовал с Освенцимом”.

Оккультно-языческий характер германского нацизма хорошо известен. И штейнеровский оккультизм способствовал созданию того антихристианского, неоязыческого фона, который сделал возможным воцарение нацистско-языческого мифа. В частности – общим для всех теософов учением о семи расах человечества, из которых ХХ век – это время, когда начинает рождаться самая высокая “шестая раса”. Последующие гонения на штейнеровские школы со стороны нацистов – это уже “внутрисемейный скандал”, подобный гонениям на троцкистов со стороны сталинистов в соседней стране.

О мировоззрении самого Штейнера от себя я говорить ничего не буду. Вот выдержки из “Философской энциклопедии” (из ее лучшего, знаменитого “пятого тома”): “В 1902 г. Штейнер обратился к теософии. Возглавил германский отдел Теософского общества, где он развил исключительно бурную деятельность. Штейнер построил антропософский храм Гетеанум (Дорнах, Швейцария). В 1923 г. храм сгорел – вопреки предсказанию Штейнера, что он простоит 300 лет. Само учение Штейнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства… Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по учению Штейнера, в соответсвии с традициями древнего оккультизма, образует микрокосм в составе физического, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а остальное – с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штейнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное “Я”.

Итак, учение Штейнера все же является и религиозным, и антихристианским. Штейнер, например, утверждал, что Христос не был распят, ибо “дух Христа” решил не страдать, и потому заранее, еще до распятия покинул телесную оболочку “человека Иисуса”.

Вальдорфские школы являются “неконфессиональными” только том смысле, что они противопоставляют себя всем христианским конфессиям сразу. Ф. Карлгрен так пишет об этом: “Когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфической особенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят одну и ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своих обязанностей без тщательного изучения человековедения Р. Штейнера и без внутренних усилий, которых требует антропософский путь развития” (Карлгрен, с.257).

Итак, и дети, и учителя должны приобрести не просто знания о религии или антропософии – но пережить соответствующий религиозный опыт: “Надо дать детям приобрести религиозный опыт” (там же, с.106). “Один раз в неделю для детей устраивается религиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер” (с. 107).

Интересно, кстати, что при случае антропософы могут утверждать нечто прямо противоположное: «преподавание антропософии в вальдорфской школе – это нонсенс».

Учителю изучение оккультной доктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научиться распознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций (с.109). В самих “вальдорфских школах принято свободное христианское религиозное обучение” (там же). “Свободное” здесь значит – не представляющее ни одну из христианских конфессий, а “христианское” значит всего лишь антропософски-оккультное. Но все же признается, что религиозное воспитание в этих школах есть. “С первого по четвертый класс преподавание строится на основе рассказов, пробуждающих почитать Господа Бога, Божественное в природе” (там же).

Вот пример, как это делается: на уроке арифметике малышам говорят: “Некоторые легенды о происхождении мира повествуют как из одной стихии рождались все остальные. Целое делят ради получения частей. Давая задания по арифметике, учитель постоянно указывает на один и тот же принцип: членится, раскладывается некое единое целое. В какой-то момент дети должны почувствовать, что в конечном итоге мир также представляет собой единство (согласно Пиаже, не только те, кто получил религиозное воспитание, склонны считать Бога творцом всего сущего)” (там же, с.134). Так детское сознание приготовляется к принятию основной оккультной аксиомы: Бог и мир есть одно и тоже, а добро и зло (четное и нечетное) есть две стороны одного Абсолюта, Единого Начала. В “Теософском словаре” Е. Блаватской, которой и обязан Штейнер основными чертами своего мировоззрения, об этом говорится так: “Demon est Deus inversus. – каббалистическая аксиома; буквально “дьявол есть перевернутый бог”, что означает, что не сушествует ни зла, ни добра, но те силы, которые создают одно, творят и другое, в соответствии с природой материалов, на которые они воздействуют”.

Педагогическая плодотворность вальдорфской педагогики у незивисимых педагогов вызывает немало сомнений: “Ребенок ставится в условия таких закономерностей развития, что его самосознание и диалог с миром не могут проявляться. Вряд ли их можно считать способными к принятию решений и настроеннными на диалог”. Книга называется “Пути окаменения”, ибо Штейнер (steiner) по-немецки – камень.

Штейнеровская педагогика и не может быть эффективной, потому что в ее основе лежит весьма устаревшая типологизация характеров и мифологизация 7-летних периодов развития человека (от которых уже давно отказалась психология развития). “Вальдорфцы” вынуждены держаться за эту поистине антикварную схему потому, что, согласно Штейнеру, инкарнация души происходит постепенно, циклами по 7 лет: сначала низшая, животная душа входит в новое тело, и только к 21 году в человека подселяется, наконец, последний “астрал”. Наверно, не без оснований Э. Блох назвал Штейнера “четверть образованным”…

Прежде, чем пускать антропософию Штейнера в русские школы, стоило бы прислушаться к тому, что говорили о нем русские философы.

Семен Франк: “В двух формах происходит, в области учений о душе, устранение научного знания: в форме наивной фальсификации науки через безотчетное, сумбурное ее смешение с религией и мистикой и в форме сознательного отрицания науки. Первое мы имеем в столь популярных ныне оккультических и теософских учениях о душе, которые сами именуют себя сокровенной наукой (“Geheimwissenschaft” Штейнера!). В настоящее время, конечно, уже невозможно относиться с огульным отрицанием, как к сплошному суеверию и шарлатанству, ко всей области упомянутых учений: слишком много здесь оказалось проверенных фактов и слишком ясна связь их с интереснейшими достижениями официально признанной научной психологии (гипноз, “подсознательное” и пр.). Интерес к этой области обнаруживают теперь все живые, непредвзятые умы, субъективно, по своим симпатиям и умственным привычкам совершенно далекие от нее. И огульное отрицание и высмеивание есть здесь обычно лишь признак высокомерной, псевдонаучной узости. За всем тем остается несомненным, что так, как по большей части ведутся исследования этого типа, они представляют невыносимую смесь объективных наблюдений с субъективной фантастикой и, главное, основаны на грубейшем смешении науки с мистикой, одинаково искажающем ту и другую и ведущем к каком-то противоестественному супранатуралистическому реализму. Тонкая, своебразная, ни с чем не сравнимая область духовной жизни, достижимая лишь несчувственному внутреннему созерцанию, рассматривается здесь как что-то видимое, осязаемое, материальное, над чем можно производить внешние эксперименты, что можно даже взвешивать и фотографировать; и именно в силу этой ложной рационализации по существу сверхрационального действительно рациональный момент всякого – точность понятий, последовательность и обоснованность мышления, отграничение доказанного и объективного от сомнительного и непроверенного – становится совершенно невозможным; и шарлатаны и легковеры имеют здесь в силу самого метода, в силу основных предпосылок исследования неизбежный перевес над добросовестными и осторожными людьми”.

Н. Бердяев: “Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер. Ни одного луча падающего сверху. Все он хотел добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру… Некоторые антропософы производили на меня впечатление людей одержимых, находящихся в маниакальном состоянии. Когда они произносили “доктор (Штейнер) сказал”, то менялось выражение глаз, лицо делалось иным и продолжать разговор было нельзя. Верующие антропософы гораздо более догматики, гораздо более авторитарны, чем самые ортодоксальные православные и католики… Такие лица как Минцлова (эмиссар Штейнера в России) могли иметь влияние лишь в атмосфере культурной элиты того времени, проникнутой оккультными настроениями и исканиями. В этой атмосфере было много бессознательной лживости и самообмана, мало было любви к истине. Хотели быть обманутыми и соблазненными. Терпеть не могли критики”. Впрочем, Бердяев еще видел среди теософов “русских мальчиков”. Ныне же остался только “полукультурный слой, преимущественно состоящий из дам, который тянется к теософии по тем же теплопрохладным мотивам, которые влекут их к благотворительности, к нравоучениям, к маленьким чудесам личной жизни”.

По впечатлению о. Сергия Булгакова, Штейнер “дилетантски” был знаком с философскими течениями. “Он пишет как человек, никогда не соприкасавшийся с философией”. “Штейнерианство не есть ни “углубление христианства”, за которое оно себя выдает, ни даже ересь или особое течение в христианстве — оно просто ничего общего с христианством не имеет, и самое это сближение есть самообман или заведомая подделка. Даже самые сложные и запутанные гностические построения, о которых сохранила нам память история, далеки от тех оккультных грез, одеваемых — насильственно и кощунственно — в образы Евангелия, и по сравнению с этим даже кощунства восточной теософии с их Звездой Востока кажутся невинными благоглупостями в сопоставлении с этой настойчивой и по-немецки упорной доктриной. Попытки соединения суть или недоразумение и недомыслие, или же автогипноз и шарлатанство… До такой степени все различно, далеко и чуждо, что невольно встает последний вопрос: к чему все это переряживание? Зачем одевать совершенно нехристианское мировоззрение в христианские одежды, зачем “пятое евангелие” Акаши излагать как продолжение и истолкование четырех Евангелий Церкви? К чему этот синкретический маскарад, и не лучше ли, подобно восточной теософии, открыто отпасть от христианства?”.

Еще один русский философ и педагог — Василий Зеньковский — замечает, что “Учение о человеке у Блаватской представляет довольно беспорядочную сводку разных идей, эклектически взятых из индуизма и так называемой “герметической” литературы. У Штейнера все это несколько переработано, но основной дефект остается: мотивы и основания разграничения разных “сторон” в человеке и у него необычайно шатки”. “Антропософия себя именует “духоведением”, хотя она есть учение о темной духовности в человеке: антропософия не знает тайны человека в его целостности и в его личном отношении к Богу, а базируется лишь на том, что мы в дальнейшем будем именовать “темной” духовностью”.

Борис Вышеславцев, блестящий знаток европейской философии, также свидетельствует, что “Штейнер всецело во власти сумбурного подсознания, его сознательная мысль архаична и инфантильна, для научно-философского и мистического эзотеризма он вечно остается непосвященным. Штейнер грезит и видит сны; это драгоценный источник познания, но бывают “вещие сны” и бывает бред. Примером такого бреда может служить христология Штейнера”.

Николай Лосский также не может высказать комплиментов в адрес теософии: “Все это учение переполнено сведениями о природе Солнца и различных планет, о различных духах, населяющих их, о влиянии на душу умершего человека, сведениями явно фантастическими, выходящими за пределы доступного человеку опыта и обнаруживающими свою несостоятельность, поскольку некоторые из них противоречат общим достоверно известным принципам строения мира. Например, Штейнер утверждает, что горящие газы находятся только на периферии Солнца, а внутри его нет ничего материального, даже пространства (R. Steiner. La vie apres la mort. p.42). Трудно понять, как мыслит человек, способный говорить о шаре, у которого периферия пространственна, а внутренность не то чтобы пуста, а совсем не пространственна!”

Отношение Ивана Ильина к антропософии высказано в его письмах по поводу книги Андрея Белого (Б. Н. Бугаева) “Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности”. “Эта личная злоба, которой хватило для того, чтобы написать отвратительный памфлет в триста сорок одну страницу,.. обнаруживает со всей очевидностью, что это такое за “катарсис” души, который осуществляется под руководством Рудольфа Штейнера, курсов коего, по Вашему признанию, “нельзя безнаказанно слушать”. По истине: “по плодам их узнаете их… Пасквиль г. Бугаева — ядовитый газ, направленный в лице Метнера против всех нас, против всех работников в сфере христианской религии и европейской культуры. Уничтожающее дружное противодействие нас всех системе Штейнера, [которая] через насилие над душами своих адептов чинит насилие над добрым именем и честью всех мыслящих свободно — есть наш общий безусловный долг и акт самосохранения!… [Нужно организовать] дружное противодействие не только против данного факта (пасквиля г. Бугаева против Э. Метнера), но и против лже-идейного первоисточника, т. е. против организованной анти-культуры штейнерианства, ибо иначе последуют без числа и меры новые факты попрания личностей и идей… Выдвигаемая Штейнером “Антропософия” — учение враждебное и настоящей философии, и подлинному искусству”.

Антропософия давно знакома русской культуре. И потому не стоит спекулировать на советской и постсоветской необразованности и делать вид, будто только недоумки и невежды противостоят интервенции Штейнера в русские школы.

Впрочем, антропософы готовы и виднейших русских философов представить в качестве невежд. Вчитайтесь: «В одном из писем Блоку А. Белый пишет, что в 1904 году Булгаков скаал ему (передаю смысл по памяти): «Теософия это еще ничего. Сейчас нас ожидает уже настоящая тьма – Штайнер!». Можно задать вопрос: а на что, собственно, опирался Булгаков, когда в 1904 г. выносил свое суждение? Должно быть, на гениальную интуицию. Во всяком случае не на трезвый анализ. В то время в России, кроме незначительных статеек в теософских журналах, никаких книг Штайнера опубликовано не было». И Сергей Булгаков становится в глазах читателей этаким образованцем хрущевских времен: «Пастернака я не читал, но скажу…». Однако, в те годы Россия не была изолированна от европейской культурной жизни. Да и Булгаков мог работать отнюдь не только с переводами; немецкий язык он знал прекрасно, и в самой Германии бывал. Именно зная – что происходит в религиозной жизни Европы, Булгаков предупреждал своих друзей в России от увлечения новой модной сектой.

Я не вхожу в разбор педагогической стороны дела. Из немецких источников я знаю, что в “вальдорфских школах” у детей хуже развивается математическое и етстественно-научное мышление. Что же касается художественного, образного мышления, то и оно не слишком радует, потому что та интерпретация мира художественных образов, которую дают в этих школах, носит оккультный характер, который заслоняет собою все-таки христианское содержание большинства произведений европейского искусства. В результате в старших классах вальдорфские школы Германии вынуждены забрасывать всю свою специфическую методику и просто натаскивать учеников по обычным программам – чтобы те могли нормально сдать государственные экзамены.

Письма же г. Пинского – прием, обычный для многих сект: они секты настаивают на своей “нерелигиозности” для того, что беспрепятственно нарушать закон о светском характере образования. В России так действуют неоязыческие секты типа мунистов (чей учебник “Мой мир и я” издан учрежденным ими якобы светским “Международным фондом образования”), рериховцев и антропософов. В результате в России школа оказалась отделена от Церкви – но не от сект.

Насколько «нерелигиозна» антропософия, можно судить по следующей похвале, произнесенной антропософом К. Свасьяном в адрес антропософии же: «Антропософия сегодня является единственной формой сознания живого и вторично, но уже в нашем сознании воскресаемого Христа». Понятно, что течение, претендующее на роль «живого христианства», является религиозным, а, поскольку оно еще и мыслит себя «единственным», значит, оно ощущает себя еще и некоей альтернативой историческому, церковному христианству.

Свасьян надеется на то, что его энтузиастическим заклинаниям поверят на слово. Стоит ему только сказать, что, мол «антропософия – не секта, а духовная наука, в ее истоках расширенное до духоведения естествознание», так все только восхитятся. Но для меня слово «наука» звучит вполне определенно. В науке принято демонстрировать все методы, с помощью которых ты пришел к своим результатам. Эти методы должны быть признаны и используемы другими учеными (причем независимо от их личных религиозных позиций). Любой результат в науке должен быть воспроизводим другими исследователями, и тем самым проверяем. Господин Свасьян – объясните же мне, каким именно методом Штейнер пришел к выводу о том, что некая «сестринская душа Адама» сначала воплотилась в Кришне, а затем – «в мальчике Иисусе от Луки», и в итоге двенадцатилетний Иисус «соединяется с силой Кришны, с самим Кришной». Бедный Иисус – в нем, оказывается, был целый легион духов: «мальчик Иисус несет теперь «Я» Заратустры»; «в астральное тело мальчика Иисуса вступает Будда». Это что – естествознание?

С научной точки зрения это просто бред. Но в восприятии христиан это еще и бред кощунственный. То, что Церковь не скрывает своей точки зрения на “вальдорфскую педагогику” как на сектантскую методику, г-ну Пинскому, конечно, не нравится. Но люди должны знать разные мнения – хотя бы для того, чтобы выбрать свой путь. Как об этом предупредила, например, Лютеранская Церковь Германии: “Во всяком случае, христиане-родители не должны оставаться в заблуждении, что стоящий за “вальдорфской педагогикой” штейнеровский образ человека по пониманию евангелической Церкви не является библейским”. И католики, и православные с этим полностью согласны: штейнеровская система “вальдорфских школ” является оккультной, но отнюдь не христианской или светски-нейтральной.

Попытки же отделить методики вальдорфских школ от их оккультной почвы, на которые уповает, например, Е.Ямбург, по чьей просвещенной инициативе и появились антропософы в школах России, явно бессмысленны. Россия – такая страна, в которой даже нерелигиозные сами по себе феномены обретают религиозный смысл. Например, марксизм на Западе был обычной социологической школой, а в России обернулся “штурмом небес”. “Гербалайф” в Америке, может, является обычной экономической авантюрой (“пирамидой”), но в России явно превращается в секту. Вроде бы безобидные “обливанцы” Порфирия Иванова уже провозгласили своего учителя воплощением Бога Отца.

Тем более искони религиозная “вальдорфская педагогика” в России зацветет пышным оккультным цветом. И еще сотни школ перейдут на религиозный статус, числясь при этом вполне “светскими”.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

То что писал о. Андрей, когда еще был жив А.А. Пинский уже сбылось и начинает махрово цвести.
Только в этом году я видела как на форумах вальдорфцев то тут, то там писали об открытии нового детского сада на базе государственно либо в качестве группы, двух, либо с элементами ВП и приглашались на должность воспитательниц (а у них это звучит как садовниц) люди, которые причастны к этому течению (антропософии).

Мало того, представители ВП пытаются выдавать свое учение за определённые достижения в психологии.
Действительно это так или господа антропософы снова пытаются наплодить подмен, мне бы очень хотелось разобраться. Но проблема в том, что я не психолог. А здесь нужна помощь психолога, который, возможно разбирался в данной проблематике.
Уважаемые форумчане, не могли бы Вы помочь в этом разобраться?

Вот видео антропософа, который как раз и говорит о том, что все в антропософии объяснимо с позиций современной науки и психологии:

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если, к примеру почитать родительскую академию, которая создана специально для родителей, то всё предельно понятно - оккультизм/эзотерика:

http://predela.net/forums/index.php/topic,779.0.html

 

Но вот, к примеру, мы поняли, и что теперь дальше?
Как можно донести до глав минобра, что они в стране в своей растят бомбы?

И что вообще с этим можно сделать?

Edited by Лера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь надо бы положить на бумагу то что Вы поняли.

Кратко, понятно для любого человека "не в теме".

 

А дальше мы поможем распространить такую информацию в СМИ.

И писать во все инстанции.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробуем :)
А "кратко" - это обычно, на сколько страниц: 1, 2,3...?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...